Великие русские сказочники

Самые знаменитые сказочники России и мире

Великие русские сказочники

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875)

На произведениях датского писателя, сказочника и драматурга выросло не одно поколение людей. С раннего детства Ганс был фантазером и мечтателем, он обожал кукольные театры и рано начал писать стихи.

Его отец умер, когда Гансу не было и десяти лет, мальчик работал подмастерьем у портного, потом – на сигаретной фабрике, в 14 лет от уже играл второстепенные роли в Королевском театре в Копенгагене. Первую пьесу Андерсен написал в 15 лет, она пользовалась большим успехом, в 1835 году вышла его первая книга сказок, которые с восторгом читают многие дети и взрослые по сей день.

Из его произведений наиболее известны «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине» и многие другие.

Шарль Перро (1628-1703)

Обратите внимание

Французский писатель-сказочник, критик и поэт в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора, он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов.

Первую книгу сказок он опубликовал под псевдонимом – на обложке было указано имя его старшего сына, поскольку Перро опасался, что репутация сказочника может повредить его карьере. В 1697 году вышел его сборник «Сказки матушки Гусыни», принесший Перро мировую славу. По сюжету его сказок созданы известные балеты и оперные произведения.

Что касается наиболее известных произведений, мало кто не читал в детстве про Кота в Сапогах, Спящую красавицу, Золушку, Красную шапочку, Пряничный домик, Мальчика-с-пальчика, Синюю бороду.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Не только поэмы и стихи великого поэта и драматурга пользуются заслуженной любовью людей, но и замечательные сказки в стихах.

Александр Пушкин начал писать свои стихи еще в раннем детстве, он получил хорошее домашнее образование, окончил Царскосельский лицей (привилегированное учебное заведение), дружил с другими известными поэтами, в том числе и «декабристами».

В жизни поэта были как периоды взлетов, так и трагические события: обвинения в вольнодумстве, непонимание и осуждение властей, наконец, роковая дуэль, в результате которой Пушкин получил смертельную рану и скончался в возрасте 38 лет.

Но его наследие остается: последней сказкой, написанной поэтом, стала «Сказка о золотом петушке». Также известна «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике Балде».

Братья Гримм: Вильгельм (1786-1859), Якоб (1785-1863)

Якоб и Вильгельм Гримм с юности и до самой гробовой доски были не разлей вода: их связывали общие интересы и общие приключения. Вильгельм Гримм рос болезненным и слабым мальчиком, только в зрелом возрасте его здоровье более-менее пришло в норму, Якоб всегда поддерживал брата. Братья Гримм были не только знатоками немецкого фольклора, но и лингвистами, правоведами, научными деятелями.

Важно

Один брат выбрал стезю филолога, изучая памятки древненемецкой литературы, другой – стал научным деятелем. Мировую известность братьям принесли именно сказки, хотя некоторые произведения считают «не детскими». Наиболее известные –  «Белоснежка и Алоцветик», «Соломинка, уголек и боб», «Бременские уличные музыканты», «Храбрый портняжка», «Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель» и другие.

Важно

Павел Петрович Бажов (1879-1950)

Русский писатель и фольклорист, первым выполнивший литературную обработку уральских сказаний, оставил нам бесценное наследие. Он родился в простой рабочей семье, но это не помешало ему закончить семинарию и стать преподавателем русского языка. В 1918 году отправился добровольцем на фронт, вернувшись, решил обратиться к журналистике.

Только к 60-летию автора был опубликован сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», который принес Бажову народную любовь. Интересно, что сказки выполнены в виде сказаний: народная речь, фольклорные образы делают каждое произведение особым.

Самые известные сказки: «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Две ящерки», «Золотой волос», «Каменный цветок».

Редьярд Киплинг (1865-1936)

Известный писатель, поэт и реформатор. Редьярд Киплинг родился в Бомбее (Индия), в возрасте 6 лет его привезли в Англию, те годы он называл позже «годами страдания», поскольку люди, воспитывавшие его, оказались жестокими и равнодушными.

Будущий писатель получил образование, вернулся в Индию, а затем отправился в путешествие, побывав во многих странах Азии и Америки. Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию – и по сей день он остается самым молодым писателем-лауреатом в своей номинации.

Самая известная детская книга Киплинга – это, конечно, «Книга Джунглей», главным героем которой стал мальчик Маугли, также очень интересно читать и другие сказки: «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Откуда у верблюда горб?», «Как леопард получил свои пятна», все они повествуют о далеких странах и очень интересны.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822)

Гофман был человеком очень разносторонним и талантливым: композитор, художник, писатель, сказочник. Он родился в Кенингсберге, когда ему было 3 года, его родители расстались: старший брат уехал с отцом, а Эрнст остался с матерью, больше Гофман своего брата не видел.

Совет

Эрнст всегда был озорником и фантазером, его частенько называли «возмутителем спокойствия». Интересно, что рядом с домом, где жили Гофманы, был женский пансион, и Эрнсту настолько понравилась одна из девушек, что он даже начал рыть подкоп, чтобы познакомиться с ней.

Когда лаз был почти готов, об этом узнал дядя и приказал засыпать ход.

Гофман всегда мечтал, чтобы после смерти о нем осталась память – так и случилось, его сказки читают и по сей день: наиболее известные – «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» и другие.

Алан Милн (1882-1856)

Кто из нас не знает забавного медведя с опилками в голове – Винни Пуха и его забавных друзей? – автором этих веселых сказок и является Алан Милн. Свое детство писатель провел в Лондоне, он был прекрасно образованным человеком, затем служил в Королевской армии. Первые сказки о медведе были написаны в 1926 году.

Интересно, но Алан не читал своих произведений собственному сыну Кристоферу, предпочитая воспитывать его на более серьезных литературных рассказах. Кристофер прочитал сказки своего отца уже будучи в зрелом возрасте. Книги переведены на 25 языков и пользуются большим успехом во многих странах мира.

Кроме повестей о Винни Пухе известны сказки «Принцесса Несмеяна», «Обыкновенная сказка», «Принц кролик» и другие.

Алексей Николаевич Толстой (1882-1945)

Алексей Толстой писал во многих жанрах и стилях, получил звание академика, во время войны был военным корреспондентом. В детстве Алексей жил на хуторе Сосновка в доме своего отчима (его мать ушла от его отца, графа Толстого, будучи беременной).

Несколько лет Толстой провел за границей, изучая литературу и фольклор разных стран: так и возникла идея переписать на новый лад сказку «Пиноккио». В 1935 году вышла его книга «Золотой ключик или приключения Буратино». Также Алексей Толстой выпустил 2 сборника собственных сказок, получивших название «Русалочьи сказки» и «Сорочьи сказки».

Наиболее известные «взрослые» произведения – «Хождение по мукам», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».

Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871)

Обратите внимание

Это выдающийся фольклорист и историк, с юности увлекавшийся народным творчеством и исследовавший его. Сначала он работал журналистом, в архиве Министерства Иностранных дел, в это время он и начал свои исследования.

Афанасьев считается одним из самых выдающихся ученых 20 века, его сборник народных русских сказок – единственный свод русских восточнославянских сказок, который вполне можно назвать «народной книгой», ведь на них выросло не одно поколение.

Первая публикация датируется 1855 годом, с тех пор книга не раз переиздавалась.

Великие сказочники: кто они на самом деле?

Великие русские сказочники

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что собой представляют люди, создавшие самые известные сказки? Не те сказки, которые стоят в шкафах и пылятся, а те, на каких вырастают поколения детей и подростков, столетие за столетием? Вряд ли найдется кто-то, кто не знаком с именами Шарля Перро, братьев Гримм, Льюиса Кэрролла, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Джона Толкина и Клайва Льюиса. Часто сказочники являются в образе доброго старика с длинной седой бородой, сидящего за столом в старенькой хижине… Кем же на самом деле были эти писатели, из-под золотого пера которых вышли бессмертные произведения?

Оказывается, большинство великих сказочников объединяют как минимум две черты. Во-первых, все они были изначально учеными (литературоведами, критиками, лингвистами и даже математиками) и до того, как обратились к жанру сказки, внесли значительный вклад в науку или литературу.

Во-вторых, свои детские произведения писатели создавали не ради славы и гонораров, а для собственных детей или близких знакомых, которые часто становились прототипами их героев (вспомним Мурочку Корнея Чуковского и Алису Льюиса Кэрролла).

Бесспорно, именно благодаря душевной теплоте и любви к маленьким читателям, искренности, наполняющим эти произведения, сказки обрели бессмертие и остаются актуальными во все времена, не теряя своего очарования даже в переводах на другие языки.

Корней Чуковский

Корней Иванович Чуковский (Николай Корнейчуков, 1882–1969) был журналистом, литературным критиком, переводчиком, поэтом и литературоведом. Ему принадлежит ведущая роль в развитии русской критической мысли и перевод английской поэзии (Уолт Уитмен, Марк Твен, Оскар Уайльд, Редьярд Киплинг). Его книга «Высокое искусство.

Принципы художественного перевода» (1919), на мой взгляд, является обязательной для прочтения всеми, кто собирается посвятить себя деятельности переводчика. А умению автора точно, научно обоснованно, кратко и эстетически красиво формулировать свои мысли могут поучиться многие современные литературоведы и ученые.

Сам писатель с горечью замечал, что некоторые из его произведений для детей очень широко известны, и поэтому большинство читателей уверены, будто, кроме них, Чуковский ничего и не создавал.

Необходимо отметить: произведения для детей поэт начал писать, будучи уже известным и состоявшимся литературным критиком, а это, безусловно, способствовало формированию его уникального авторского стиля и языка. И главное: любовь Чуковского к языку, словесности и литературному творчеству унаследовали его дети и даже внучка.

Самуил Маршак

Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) также известен широкому кругу читателей благодаря своим сказкам и стихотворениям для детей («Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Багаж», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое»). Хотя на самом деле это только один срез его уникального и многогранного писательского таланта.

Считавшийся в детстве вундеркиндом, он не просто проявил себя как поэт, литературный критик, переводчик и драматург, но и достиг высочайшего признания у современников (речь идет о восьми государственных наградах и премиях, которыми Маршак был удостоен при жизни) и у будущих ценителей поэзии и перевода.

Его переводы (с более чем шести языков) и сегодня считаются эталонными, а произведения Уильяма Шекспира (вспомним самые известные 66, 74 и 90 сонеты), Роберта Бернса и Уильяма Блейка в его переложении уже стали классическими.

На протяжении всей жизни Маршак был активным общественным деятелем, неиссякаемым творцом, сделавшим немало для развития детского творчества и воспитавшим ряд выдающихся поэтов, среди которых Н.Заболоцкий и Д.Хармс.

Льюис Кэрролл

Льюис Кэрролл (Чарльз Додсон, 1832–1898), создатель «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» (1864, 1871), также был неординарной личностью ― одаренным математиком (автором значительного ряда научных публикаций), диаконом, философом и фотографом, писателем, поэтом и логиком, ― что, впрочем, вполне очевидно по сложному тексту его бессмертного произведения, наполненного цитатами, намеками и рассуждениями на всевозможные недетские темы.

Язык изложения его «Алисы…» больше напоминает математическое уравнение длиной в две книги, где множество сложнейших формул, требующих от читателя огромных знаний, сообразительности и девиантного мышления, где есть ряд неизвестных «х» и «y», которые в процессе изложения «снимают свои маски» и оказываются вполне обычными образами. Л.Кэрролл написал сказку, представляющую собой, благодаря принципу «двойного кодирования», в равной степени интересное и увлекательное чтение как для детей, так и для взрослых.

Джон Толкин

Джон Рональд Руэл Толкин (1892–1973), воспитанный на «Алисе…» Л.Кэрролла, и его близкий друг Клайв Льюис (1898–1963) работали в жанре фэнтези. Их произведения «Властелин колец» (трилогия, 1948) и «Хроники Нарнии» (семь книг, 1950–1956) за короткое время получили мировое признание.

Клайв Льюис был многосторонне одаренной личностью, проявил себя как писатель, поэт, ученый, богослов и педагог. Его «Хроники…» написаны в лучших традициях фэнтези и, в то же время, вдохновлены вечными христианскими истинами. Будущие писатели Л.Кэрролл и К.

Льюис выросли в семьях священников, что имело непосредственное влияние на становление их личности и наложило отпечаток на характер их творчества.

Однако мало кто знает, что автор «Властелина…» Джон Толкин был талантливейшим ученым-филологом, выучившим за свою жизнь 14 языков и создавшим 19 (вспомним «эльфийский», например), переводчиком (особенно ценны его переводы с англосаксонского языка) и одним из самых молодых профессоров в мире.

За более чем двадцать лет он создал целый «легендариум» о вымышленной вселенной, предусмотрев абсолютно все: языки и наречия различных народностей, их страны обитания, истории их войн и даже подробнейшие родословные их правителей. А самое интересное, что источником всего этого великолепия стала просьба его детей однажды вечером рассказать какую-нибудь сказку. И Толкин, блестящий знаток мировой литературы, решил придумать такую сказку сам, начав: «Жили-были в Средиземье… хоббиты…».

Братья Гримм

Создатели любимых во всем мире сказок «Белоснежка», «Бременские музыканты» и «Золушка»― братья Якоб и Вильгельм Гримм (1785–1863; 1786–1859) ― были выдающимися учеными-лингвистами, взявшимися за первый этимологический словарь немецкого языка. Всю свою жизнь братья Гримм собирали и исследовали немецкий фольклор. Обработки народных сказок, сделанные учеными, прославили их имена и познакомили весь мир с немецкой народной культурой.

Шарль Перро

Шарль Перро (1628–1703), сочинитель цикла «Сказки Матушки Гусыни» (1697), так же, как и братья Гримм, за редким исключением, публиковал обработки народных сказок, которые были совершенно преображены благодаря его таланту и художественному вкусу. Однако сказочник был еще поэтом, главным идеологом и сторонником теории прогресса искусства, науки и ремесел, создавшим объемные программные произведения, где он сформулировал и обосновал свою теоретическую позицию.

Стоит подчеркнуть, что произведения названных писателей-сказочников (и тех, кто остался за пределами данной статьи) не просто разошлись миллионными тиражами и переведены на десятки языков.

Они имеют внушительный список театральных постановок и экранизаций, стали любимыми сказками для множества детей и подростков во всем мире и продолжают увлекать подрастающие поколения в загадочный, невероятный и непредсказуемый мир Сказки и Фантазии.

Важно

Кроме любви к детям и многосторонних талантов, коими одарены великие сказочники, их объединяет еще одна черта ― человечность, позволившая им, вопреки всем личным, социальным и историческим испытаниям и трагедиям, оставаться не только неповторимыми Творцами, но и настоящими Людьми.

Русские писатели сказок XIX века :

Великие русские сказочники

Удивительные истории, прекрасные и загадочные, полные необыкновенных событий и приключений, знакомы всем — и старому, и малому. Кто из нас не сопереживал Ивану-царевичу, когда он сражался со Змеем Горынычем? Не восхищался Василисой Премудрой, одержавшей верх над Бабой-ягой?

Создание отдельного жанра

Герои, которые не теряют своей популярности не одно столетие, известны практически всем. Они пришли к нам из сказок. Никому неизвестно, когда и как появилась первая сказка. Но с незапамятных времен из поколения в поколение передавались сказочные истории, которые со временем обрастали новыми чудесами, событиями, героями.

Очарование старинных историй, вымышленных, но полных смысла, всей душой ощутил А. С. Пушкин. Он первый вывел сказку из второразрядной литературы, что позволило выделить сказки русских народных писателей в самостоятельный жанр.

Благодаря образности, логичному сюжету и образному языку, сказки стали популярным средством обучения. Не все из них носят воспитательный и обучающий характер. Многие выполняют только развлекательную функцию, но, тем не менее, основными признаками сказки, как отдельного жанра, является:

  • установка на вымысел;
  • особые композиционно-стилистические приемы;
  • направленность на детскую аудиторию;
  • сочетание образовательной, воспитательной и развлекательной функций;
  • существование в сознании читателей ярких прототипических образов.

Жанр сказки очень широк. Сюда входят народные сказки и авторские, поэтические и прозаические, поучительные и развлекательные, простые односюжетные сказки и сложные многосюжетные произведения.

Писатели сказок XIX века

Русские писатели сказок создали настоящую сокровищницу удивительных историй. Начиная от А. С. Пушкина, сказочные нити потянулись к творчеству многих русских писателей. У истоков сказочного жанра литературы стояли:

  • Александр Сергеевич Пушкин;
  • Василий Андреевич Жуковский;
  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Петр Павлович Ершов;
  • Сергей Тимофеевич Аксаков;
  • Владимир Иванович Даль;
  • Владимир Федорович Одоевский;
  • Алексей Алексеевич Перовский;
  • Константин Дмитриевич Ушинский;
  • Михаил Ларионович Михайлов;
  • Николай Алексеевич Некрасов;
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин;
  • Всеволод Михайлович Гаршин;
  • Лев Николаевич Толстой;
  • Николай Георгиевич Гарин-Михайловский;
  • Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Рассмотрим их творчество более подробно.

Сказки Пушкина

Обращение великого поэта к сказке было закономерным. Их он слышал от бабушки, от дворового, от няни Арины Родионовны. Переживая глубокие впечатления от народной поэзии, Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!» В своих произведениях поэт широко использует обороты народной речи, облекая их в художественную форму.

Талантливый поэт объединил в своих сказках быт и нравы русского общества того времени и чудесный волшебный мир. Его великолепные сказки написаны простым живым языком и легко запоминаются. И, как многие сказки русских писателей, прекрасно раскрывают конфликт света и тьмы, добра и зла.

Сказка о царе Салтане завершается веселым пиром, славящим добро. Сказка о попе высмеивает служителей церкви, сказка о рыбаке и рыбке показывает, к чему может привести жадность, сказка о мертвой царевне повествует о зависти и злости. В сказках Пушкина, как и во многих народных, добро побеждает зло.

Писатели-сказочники современники Пушкина

В. А. Жуковский был другом Пушкина. Как он пишет в своих воспоминаниях, увлеченный сказками Александр Сергеевич предложил ему поэтический турнир на тему русских сказок. Жуковский принял вызов и написал сказки о царе Берендее», об Иване-царевиче и Сером Волке.

Работа над сказками ему понравилась, и в течение последующих лет он пишет еще несколько: «Мальчик с пальчик», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек».

Русские писатели сказок знакомили своих читателей с чудесными историями иностранной литературы. Жуковский был первым переводчиком зарубежных сказок. Он перевел и пересказал в стихах историю «Наль и Дамаянти» и сказку «Кот в сапогах».

Восторженный поклонник А.С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал сказку «Ашик-Кериб». Ее знали в Средней Азии, на Ближнем Востоке и Закавказье. Поэт переложил ее на стихотворный лад, а каждое незнакомое слово перевел так, чтобы оно стало понятно русским читателям. Красивая восточная сказка превратилась в великолепное творение русской литературы.

С блеском облек в стихотворную форму народные сказки и молодой поэт П. П. Ершов. В его первой сказке «Конек-Горбунок» отчетливо прослеживается подражание великому современнику. Произведение было опубликовано еще при жизни Пушкина, и молодой поэт заслужил похвалу знаменитого собрата по перу.

Сказки с национальным колоритом

Будучи современником Пушкина, С.Т. Аксаков, начал писать в позднем возрасте. В шестьдесят три года он приступил к написанию книги-биографии, приложением которой стало произведение «Аленький цветочек». Как и многие русские писатели сказок, он открыл читателям историю, которую услышал в детстве.

Аксаков старался выдержать стиль произведения в манере ключницы Пелагеи. Самобытный говор ощутим на всем протяжении произведения, что не помешало «Аленькому цветочку» стать одной из самых любимых детских сказок.

Богатая и живая речь сказок Пушкина не могла не пленить и великого знатока русского языка В. И. Даля. Языковед-филолог и в своих сказках старался сохранить очарование бытовой речи, привнести смысл и мораль народных пословиц и присловий. Таковы сказки «Медведь-половинщик», «Лиса-лапотница», «Девочка Снегурочка», «Ворона», «Привередница».

«Новые» сказки

В. Ф. Одоевский – современник Пушкина, один из первых начал писать сказки для детей, что было большой редкостью.

Его сказка «Город в табакерке» — первое произведение этого жанра, в котором была воссоздана иная жизнь. Практически все сказки повествовали о крестьянском быте, который старались передать русские писатели сказок.

В этом произведении автор рассказал о жизни мальчика из благополучной семьи, живущей в достатке.

«О четырех глухих» — сказка-притча, позаимствованная из индийского фольклора. Наиболее известная сказка писателя «Мороз Иванович» полностью заимствована из народных русских сказок. Но в оба произведения автор привнес новизну – рассказал о быте городского дома и семьи, включил в канву детей–воспитанников пансиона и школы.

Совет

Сказка А. А. Перовского «Черная курица» была написана автором для племянника Алеши. Возможно, этим объясняется чрезмерная поучительность произведения.

Надо отметить, сказочные уроки не прошли бесследно и благотворно сказались на его племяннике Алексее Толстом, ставшем впоследствии известным прозаиком и драматургом.

Перу этого автора принадлежит повесть-сказка «Лафертовская Маковница», которой дал высокую оценку А. С. Пушкин.

Дидактика явно просматривается и в произведениях К. Д. Ушинского – великого педагога-реформатора. Но мораль его сказок ненавязчива. Они будят добрые чувства: верность, сочувствие, благородство, справедливость. К ним можно отнести сказки: «Мышки», «Лиса Патрикеевна», «Лиса и гуси», «Ворона и рак», «Козлятки и волк».

Другие сказки XIX века

Как и вся литература в целом сказки не могли не повествовать об освободительной борьбе и революционном движении 70-х годов XIX века. К таковым относятся сказки М.Л. Михайлова: «Лесные хоромы», «Думы».

Страдания и трагедию народа в своих сказках показывает и известный поэт Н.А. Некрасов. Сатирик М.Е.

Салтыков-Щедрин в своих произведениях обнажил сущность помещичьей ненависти к простому народу, рассказал о притеснениях крестьян.

В. М. Гаршин затрагивал в своих сказках насущные проблемы его времени. Наиболее известные сказки писателя — «Лягушка-путешественница», «О жабе и розе».

Много сказок написал Л.Н. Толстой. Первые из них создавались для школы. Толстой писал небольшие сказки–притчи и басни. Великий знаток человеческих душ Лев Николаевич в своих произведениях призывал к совести и честному труду. Писатель критиковал социальное неравенство и несправедливые законы.

Н.Г. Гарин-Михайловский написал произведения, в которых ясно чувствуется приближение социальных потрясений. Таковы сказки «Три брата» и «Волмай». Гарин побывал во многих странах мира и, конечно же, это отразилось на его творчестве. Путешествуя по Корее, он записал более ста корейских сказок, мифов и легенд.

Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк пополнил ряды славных русских сказочников такими замечательными произведениями как «Серая Шейка», сборником «Аленушкины сказки», сказкой «Про царя Гороха».

Немалый вклад внесли в этот жанр и более поздние сказки русских писателей. Список замечательных произведений ХХ века очень велик. Но сказки XIX века навсегда останутся образцом классической сказочной литературы.

Русские сказочники

Великие русские сказочники

Русские сказочники

  1. П. П. Ершов
    прро
  2. Всем известен С. Т. Аксаков певец родной природы и сказочник. Аленький цветочек Сказка ключницы Пелагеи

    Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 — 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница.. .

    По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать.. .Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная.. .села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…

    » Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого, моего выздоровления. Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

    Более других помню я «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти.

    Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.

    Обратите внимание

    Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин. Родился выдающийся русский сказочник Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин 27 января 1826 года. Среди наиболее известных произведений Щедрина сказки. Сказки это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях.

    В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк) , художественные приемы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза) . Но сказки Салтыкова — это особое явление в русской литературе.

    По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами, а сказочный сюжет лишь форма изложения.

    Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых или добрых людей, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Ведь именно тогда особо остро проявлялись классовые различия, основные свойства эксплуататорских классов.

    Важно

    Сам Щедрин не завещал свое творчество новым поколениям. Он так об этом говорит: …

    Важно

    писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности.

    Важно

    Но Сказки Салтыкова-Щедрина и другие сатирические произведения, столь популярные в прошлом веке, остаются актуальными и сегодня: настоящее искусство вечно, оно не поддается влиянию времени, а общественные проблемы, затронутые писателем, имеют значение и сейчас.

Наиболее известным сказочником в России XIX в. был самарский сказочник Абрам Новопольцев. После 1917 среди сказочников выделяются А. К. Барышникова (Куприяниха) , Н. О. Винокурова, Ф. П. Господарев, И. Ф. Ковалев, М. М. Коргуев, А. Н. Королькова, М. А. Сказкин.

  • Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин. Родился выдающийся русский сказочник Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин 27 января 1826 года. Среди наиболее известных произведений Щедрина сказки. Сказки это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк) , художественные приемы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза) . Но сказки Салтыкова — это особое явление в русской литературе.

    По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами, а сказочный сюжет лишь форма изложения.

    Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых или добрых людей, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Ведь именно тогда особо остро проявлялись классовые различия, основные свойства эксплуататорских классов.

    Важно

    Сам Щедрин не завещал свое творчество новым поколениям. Он так об этом говорит: …

    Важно

    писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности.

    Важно

    Но Сказки Салтыкова-Щедрина и другие сатирические произведения, столь популярные в прошлом веке, остаются актуальными и сегодня: настоящее искусство вечно, оно не поддается влиянию времени, а общественные проблемы, затронутые писателем, имеют значение и сейчас.

    Наиболее известным сказочником в России XIX в. был самарский сказочник Абрам Новопольцев. После 1917 среди сказочников выделяются А. К. Барышникова (Куприяниха) , Н. О. Винокурова, Ф. П. Господарев, И. Ф. Ковалев, М. М. Коргуев, А. Н. Королькова, М. А. Сказкин.

  • Свою заслугу в русской литературе Александр Николаевич Афанасьев видел в издании Народных русских сказок . Действительно, собрание Афанасьева по широте и богатству остатся непревзойднным до сего дня. Оно было задумано как учное , по образцу издания бр. Гриммов . К сказкам разных российских губерний из архива Русского Географического общества Афанасьев добавил записи Владимира Ивановича Даля, Петра Васильевича Киреевского, Измаила Ивановича Срезневского. Афанасьев подготовил тексты к печати, систематизировал их и сопроводил нужными филологическими и мифологическими примечаниями . Народные русские сказки печатались в восьми выпусках с 1855 по 1863 год. Сам Афанасьев полный свод в шестьсот сказок пригодным для детского чтения не считал. Ещ составляя первый выпуск, он писал Срезневскому: Мысль Ваша о том, чтобы при издании сказок иметь в виду и маленьких читателей, представлялась и мне. Но я решился выпустить для детей отдельное издание, не удерживая областных особенностей говора, не обременяя книгу примечаниями и выбравши из нескольких вариантов лучшие по рассказу . Ил. А. Куркина к сказке Колобок В 1870 году Афанасьев выбрал и издал Русские детские сказки . Цензоры, критики и педагоги были настроены, по своему обыкновению, сурово, так что Афанасьев мог только надеяться, как он писал в одном из писем (впрочем, не без иронии) , что найдутся дети, которым отцы и матери не побоятся давать читать сказки . В 1871 году в возрасте сорока пяти лет Афанасьев умер. К сожалению, нельзя сказать, что его книги так, как они составлены им самим: Народные русские сказки , Народные русские легенды , Поэтические воззрения славян на природу переиздаются много и часто. То же замечание относится и к Русским детским сказкам . Конечно, сказки Афанасьева включаются в разнообразные сборники и выходят отдельными иллюстрированными книжечками. Лиса и журавль , Колобок , Терем мышки , Пузырь, Соломинка и Лапоть , Василиса Прекрасная , Царевна-лягушка , Морозко эти и многие другие сказки, несмотря на опасения великого фольклориста, давно стали самой подлинной основой чтения для детей, читающих на русском языке.
  • Еще Алексей Толстой.
  • У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А. С. Пушкина, «у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта», и Л. Н. Толстого, «сказки и детские рассказы которого — неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений. У него это выходило хорошо, потому что он был Львом Николаевичем Толстым». (1944 г. , «Малахитовая шкатулка» )

    Ершов Петр Павлович (22.02.1815 года, д. Безруково, близ г. Ишим, ныне Тюменской области — 18.08.1869 года, Тобольск) — известный русский писатель.
    Уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии.

    Печатал стихотворения в «Библиотеке для Чтения» Сенковского и в «Современнике» Плетнева . Известность принесла Ершову сказка «Конек-Горбунок», написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в третьем томе «Библиотеки для Чтения» 1834 г.

    , с похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить», — сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым — говорил он — Ершов «обращается как с своим крепостным мужиком».

    Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г. , она выходила с восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками.

    «Конек-Горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил.

    Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение; она вызвала несколько подражаний (например, Конек-Горбунок с золотой щетинкой) . С. Леон сочинил балет на ее сюжет. Белинский видел в ней подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа».

    Бажов
    Ершов

  • бАЖОВ ПУШКИН
  • «Сказки русских писателей»

    Великие русские сказочники

    Описание:Том 7.В том серии вошли сказки известных русских писателей.Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. И. Архиповой.Содержание:

    1. В. П. Аникин. Русские писатели и сказка (вступительная статья), стр. 3-22
    2. Александр Пушкин
    3. Василий Жуковский. Война мышей и лягушек (сказка), стр. 69-76
    4. Пётр Ершов. Конек-Горбунок: Русская сказка в трёх частях (сказка), стр. 77-134
    5. С. Т. Аксаков. Аленький цветочек, (сказка), стр. 135-152
    6. Владимир Одоевский.
    7. Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители (сказка), стр. 169-192
    8. В. И. Даль
    9. К. Д. Ушинский
      1. Константин Ушинский. Слепая лошадь (сказка), стр. 205-207
      2. Константин Ушинский. Два плуга (сказка), стр. 208
      3. Константин Ушинский. Ветер и Солнце (сказка), стр. 208
      4. Константин Ушинский. Два козлика (сказка), стр. 209
      5. Константин Ушинский. Охотник до сказок (сказка), стр. 209-210
      6. Константин Ушинский. Не ладно скроен, да крепко сшит (сказка), стр. 210
      7. Константин Ушинский. Жалобы зайки (сказка), стр. 211
      8. Константин Ушинский. Лиса и козёл (сказка), стр. 211-212
      9. Константин Ушинский. Петух да собака (сказка), стр. 212
      10. Константин Ушинский. Плутишка кот (сказка), стр. 213-214
    10. М.Л. Михайлов
      1. М.Д. Михайлов. Лесные хоромы, (сказка), стр. 215-217
      2. М.Д. Михайлов. Два Мороза (сказка), стр. 217-219
      3. М.Д. Михайлов. Думы (сказка), стр. 219-220
    11. М. Е. Салтыков-Щедрин
    12. В. М. Гаршин
    13. Л. Н. Толстой
      1. Лев Николаевич Толстой. Три медведя (сказка), стр. 255-257
      2. Лев Николаевич Толстой. Праведный судья (сказка), стр. 257-259
      3. Лев Николаевич Толстой. Два брата (сказка), стр. 260-261
      4. Лев Николаевич Толстой. Липунюшка (сказка), стр. 261-262
      5. Лев Николаевич Толстой. Награда (сказка), стр. 262-263
      6. Лев Николаевич Толстой. Царь и рубашка (сказка), стр. 263
      7. Лев Николаевич Толстой. Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах. (сказка), стр. 263-284
      8. Лев Николаевич Толстой. Работник Емельян и пустой барабан. (сказка), стр. 284-290
    14. Д. Н. Мамин-Сибиряк
      1. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки
        1. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Присказка (произведение (прочее)), стр. 291-292
        2. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост (сказка), стр. 292-293
        3. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про Козявочку (сказка), стр. 294-296
        4. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишутку — короткий хвост, (сказка), стр. 297-300
        5. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Ванькины именины (сказка), стр. 300-306
        6. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу (сказка), стр. 306-311
        7. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка о том, как жила-была последняя Муха (сказка), стр. 311-318
        8. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказочка про Воронушку — черную головушку и желтую птичку Канарейку (сказка), стр. 318-323
        9. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Умнее всех (сказка), стр. 324-330
        10. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке (сказка), стр. 330-333
        11. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Пора спать (сказка), стр. 333-339
      2. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Серая Шейка (сказка), стр. 340-347
      3. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку (сказка), стр. 347-371
    15. Н. Г. Гарин-Михайловский
      1. Н. Г. Гарин-Михайловский. Знаем, (сказка), стр. 372-373
      2. Н. Г. Гарин-Михайловский. Чапоги, (сказка), стр. 373-374
      3. Н. Г. Гарин-Михайловский, Охотники на тигров, (сказка), стр. 374-375
    16. А. М. Горький
    17. Н. Д. Телешов
    18. А. Н. Толстой
      1. Алексей Николаевич Толстой. Сорочьи сказки (сборник)
        1. Алексей Николаевич Толстой. Сорока (сказка), стр. 417-418
        2. Алексей Николаевич Толстой. Мышка (сказка), стр. 418
        3. Алексей Николаевич Толстой. Козёл (сказка), стр. 419
        4. Алексей Николаевич Толстой. Ёж (сказка), стр. 419
        5. Алексей Николаевич Толстой. Лиса (сказка), стр. 420
        6. Алексей Николаевич Толстой. Заяц (сказка), стр. 420-421
        7. Алексей Николаевич Толстой. Кот Васька (сказка), стр. 421
        8. Алексей Николаевич Толстой. Мудрец (сказка), стр. 422
        9. Алексей Николаевич Толстой. Гусак (сказка), стр. 422-423
        10. Алексей Николаевич Толстой. Грибы (сказка), стр. 424-425
        11. Алексей Николаевич Толстой. Рачья свадьба (сказка), стр. 425-426
        12. Алексей Николаевич Толстой. Порточки (сказка), стр. 426-427
        13. Алексей Николаевич Толстой. Муравей (сказка), стр. 427-428
        14. Алексей Николаевич Толстой. Петушки (сказка), стр. 428-429
        15. Алексей Николаевич Толстой. Мерин (сказка), стр. 429-430
        16. Алексей Николаевич Толстой. Куриный бог (сказка), стр. 430
        17. Алексей Николаевич Толстой. Картина (сказка), стр. 431
        18. Алексей Николаевич Толстой. Маша и мышки (сказка), стр. 431-432
      2. Алексей Николаевич Толстой. Полкан (рассказ), стр. 431-432
      3. Алексей Николаевич Толстой. Воробей (рассказ), стр. 432-435
      4. Алексей Николаевич Толстой. Жар-птица (рассказ), стр. 435-438
      5. Алексей Николаевич Толстой. Прожорливый башмак (рассказ), стр. 438-440
      6. Алексей Николаевич Толстой. Снежный дом (рассказ), стр. 440-442
      7. Алексей Николаевич Толстой. Золотой ключик (Сказка для детей) (пьеса), стр. 443-508
    19. Юрий Олеша. Три Толстяка (роман), стр. 509-606
    20. Аркадий Гайдар. Горячий камень (сказка), стр. 607-611
    21. В. В. Бианки
      1. В. В. Бианки. Сова, (расска), стр. 612-614
      2. В. В. Бианки. Чей нос лучше, (сказка), стр. 614-616
      3. В. В. Бианки. Как муравьишка домой спешил, (сказка), стр. 616-620
      4. В. В. Бианки. Мастера без топора, (сказка), стр. 620-621
      5. В. В. Бианки. Хвосты, (сказка), стр. 621-622
      6. В. В. Бианки. Терентий-Тетерев, (сказка), стр. 623-625
      7. В. В. Бианки. Лис и мышонок, (сказка), стр. 625-626
    22. Д. Д. Нагишкин
    23. Константин Паустовский

    Великие сказочники — ПОЧИТАЙ-КА

    Великие русские сказочники

    Великие сказочники

    Художники любили рисовать драконов, и выходили они очень красивыми — огромными, но грациозными, торжественно летящими в небесной выси.

    Великие сказочники

    Пушкин, как и ты, слышал пение Бременских музыкантов, смеялся над Храбрым Портняжкой и сочувствовал Золушке. Однако в тот день, сидя над листом бумаги в болдинском доме, он думал о другой сказке. Может, она показалась ему чем-то знакомой…

    Великие сказочники

    Как, неужели вы ещё не читали «Маленького принца»? Тогда вы не знаете, что «есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

    Великие сказочники

    Сказочную повесть (и пьесу) о мальчике, который навсегда остался в мире Детства, сочинил и записал английский писатель Джеймс Мэтью Барри.

    Великие сказочники

    В 1855 году вышел первый из восьми сборников «Народных русских сказок», собранных Александром Николаевичем Афанасьевым.

    Великие сказочники

    Л. Фрэнк Баум «Волшебник из страны Оз»; А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города».

    Великие сказочники

    Какие бы ловушки не приготовили ему недруги, Братец Кролик из них выберется. А что он забияка и плутишка — так это потому, что лишь хитростью слабый может победить сильное зло.

    Великие сказочники

    Представь себе: однажды на главной площади города вдруг появился… дворец из мороженого!

    Великие сказочники

    Уже два века и на своей родине, в Германии, и у нас в России Мюнхгаузен считается символом хвастовства. Но знаешь ли ты о том, что Мюнхгаузен — сказочный «король лжецов» — действительно, по правде существовал?

    Великие сказочники

    Этой страны нет на карте. Но в ней живут рядом Микки Маус, капитан Хук и его пираты, лихой ковбой со своим верным скакуном и все президенты США.

    Великие сказочники

    В литературной стране, в которой собраны все герои, придуманные писателями, живут два длинноносых деревянных человечка — Пиноккио и Буратино.

    Великие сказочники

    После огромного успеха сказки о Пеппи появились еще многие-многие книжки и герои: любимый детьми всего мира Карлсон и его верный друг Малыш, Эмиль из Леннеберги, сыщик Калле Блюмквист, Братья Львиное Сердце, Рони — дочь разбойника.

    Великие сказочники

    Книги о хоббитах рождались в душе Толкиена всю жизнь.
    Началось все, наверное, еще в студенческие годы, когда студент-филолог Джон Толкиен со своими друзьями зачитывался старинными английскими легендами.

    Великие сказочники

    Я никогда не была в Англии и поэтому только на фотографии видела памятник, стоящий в Лондонском зоопарке. Памятник игрушечному медвежонку, веселому, самоуверенному, хитрому и… ужасно милому!

    Великие сказочники

    С каждым из нас с детства останутся и любопытный слоненок, и бесстрашный и добрый Маугли, и кошка, гулявшая сама по себе — герои, которых подарил нам Редьярд Киплинг.

    Презентация на тему «Русские сказочники»

    Великие русские сказочники

    • Слайд 1

      Непревзойденные русские сказочники

    • Слайд 2

      «Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».

      Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала  формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…

    • Слайд 3

      Абрам Кузьмич Новопольцев Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов.

      Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды.

      Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника.

    • Слайд 4

      Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

    • Слайд 5

      Егор Иванович Сороковиков-Магай Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе.

      Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ.

      Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. «Он седне будет рассказывать сказки!» И пускали через очередь.

    • Слайд 6

      «Смелем тебе, только говори сказки нам!» Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры.

      Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

    • Слайд 7

      Анна Куприянова Барышникова Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику.

      Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой.

      Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения.

    • Слайд 8

      А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече́ в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

    • Слайд 9

      Федор Иванович Аксаментов Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель).

      Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой.

      Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов.

    • Слайд 10

      Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.).

      В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области.

    • Слайд 11

      У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

    • Слайд 12

      Наталья Осиповна Винокурова Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать».

    • Слайд 13

      Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке.

      Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

    • Слайд 14

      Дмитрий Савельевич Асламов Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек.

      Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в  приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов.

      Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь.

    • Слайд 15

      И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе.

      Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д.

      или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

    • Слайд 16

      Матвей Михайлович Коргуев «Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их.

    • Слайд 17

      Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать.

      Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея».

      За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.

    Посмотреть все слайды

    Ссылка на основную публикацию