Как крестьяне на руси детей воспитывали

Как крестьяне на Руси детей воспитывали

Как крестьяне на руси детей воспитывали

В течении многих веков крестьянская семья была оплотом национальных традиций Руси. Неизменной она была и в деле воспитания.

Русская крестьянская семья — неповторимая система, в которой дети воспитывались без чужих подсказок, с опорой на негласные правила — бесхитростные и поразительно мудрые.

Так и передавались педагогические знания из поколения в поколение, из поселка в поселок, лишь слегка видоизменяясь.

Детство

В классической крестьянской семье дети появлялись на свет в больших количествах, но, к несчастью, мало кто из них выживал — большинство из них погибали от различных заболеваний еще в младенчестве.

И хотя для семей, находящихся за чертой бедности, рождение очередного малыша символизировало появление лишнего рта, а для состоятельных — будущего помощника, отцы и матери с равной покорностью принимали как рождение, так и гибель малышей.

Это не означает, что их не любили — каждая мама безусловно любила свое дитя, но суровая действительность заставляла ставить психологические барьеры.

Обратите внимание

Новорожденный спал в зыбке — это плетеная люлька, которую подвешивали к потолку. Там он находился до тех пор, пока не начинал ходить. Ухаживали за ним по-минимуму: во-первых, у матери на это не было времени, а во-вторых, ее понятия о заботе значительно разнились с современными.

Доктор медицинских наук Г. Попов в своем труде «Русская народно-бытовая медицина» изображал их так: «Крестьянские женщины полагают, что грудничку хватит переворачивать пару раз в день, чтобы он не был мокрым. Для этого под новорожденного кладут кучу тряпья».

Как только кроха научился самостоятельно ходить, он передвигался по избе в коротенькой распашонке, играя различными предметами, которые попадались на его пути.

Обычно присмотром занималось старшее поколение в виде бабушек и дедушек или же старшие детей.

Зимой кроха как правило был в доме, так как теплых вещей на таких малышей в тот период добыть было весьма тяжело, а летом — выбегал во двор и прямо босиком играл на травке, иногда под приглядом четырех-пятилетних нянек.

Основной едой было молоко матери. Если же мама по какой-то причине не могла кормить, тогда искали кормилицу или выкармливали козьим молоком. Роль бутылочки играл рок, на который одевали сосок с вымени коровы.

Вместо пустышки крестьянский младенец сосал тряпочку, с завернутым в нее пережеванным хлебным мякишем. Где- то в полгода малютка пробовал первый прикорм — гречневую кашку на молоке, а в год уже кушал похлебку.

К трем годам ребенок ел с общего стола, то же самое, что и другие домочадцы. Почивал вместе с остальными детишками на лавках и был достаточно самостоятельным. С самого утра и до вечера он был представлен сам себе и играл где придется.

Важно

Становясь взрослее, девчушки играли в самодельные куколки из соломы или тряпок, а мальчишки — в мячик или лошадку, роль которой выполняла подобранная с земли палка.

С возрастом у детей разного пола делалось все меньше совместных развлечений и забавы имели разграничение на «девчачьи» и «мальчишеские».

Отрочество

На свое семилетие чадо начинало именоваться отроком или отроковицей. В этот день ему дарили первые портки или длинную девчачью сорочку. Дети начинали активно трудиться, естественно, по своим силам. Со временем объемы работ увеличивались. В свободное от работы время им позволялось гулять.

Родители не церемонились и в приказном тоне раздавали поручения. Однако, ни один отрок не смел перечить. Отец имел непререкаемый авторитет, который нарочито подчеркивала мать.

В 10 лет мальчишки под надзором взрослых учились бороновать, в 12 — пахать поле, в 14 — работали на всех поливных работах наравне с отцом. Пасти скотину или запрягать лошадь было для них самим собой разумеющемся.

Девочки в 11 лет учились прясть, в 13 — обучались искусству шитья и вышивания, в 14 — самостоятельно вымачивали холсты. Вместе с тем юные хозяюшки начинали доить скот, выпекать хлеб, и выполнять все домашние дела.

Помимо воспитания трудом, отрокам и отроковицам прививались правила крестьянской морали.

Их учили почитать родителей и старших, быть милосердными к убогим и бедным, поклоняться хлебу, заработанному потом и кровью. Им преподавались основы религии и рассказывали о грехе.

Хотя, в больше части семейств, духовное воспитание обходилось ознакомлением с некоторыми православными обрядами с элементами язычества.

Юность

В девицах и парнях ценились невинность и чувство стыда, которые вместе с совестью и благочестием считались главнейшими показателями нравственности.

Поэтому никто не давал знания по половому воспитанию подростков, вообще вести подобные разговоры считалось неприличным.

К слову, дети, росшие вместе со скотом и домашними животными, имели вполне четкие представления об взаимоотношениях между противоположными полами.

Совет

Между стыдом и его полным отсутствием была еле заметная черта, известная только крестьянам. Таким образом, большинство родителей разрешали подросткам ходить в хаты на вечерницы, где молодые люди не только присматривали себе пару, но и начинали встречаться.

Для них объятия, поцелуйчики и сидения на коленках друг у дружки считалось нормальным явлением. Интимная связь до брака была под запретом, и строго осуждались обществом. Но рассудительные молодые люди сами не стремились в них вступать, так как остерегались осуждения и Божьего наказания.

Если же у барышни было больше одного ухажера в сезон, и она сама выступала инициатором отношений, это так же вызывало порицание.

Девиц с незапятнанной репутацией в поселениях очень уважали — им выделяли самые почетные места на вечерницах, в первую очередь брали в хоровод и звали замуж. Естественно, при условии, что они имели и другие положительные черты, нужные для супружества: краткостью, любовью к труду, уважением и стойкостью в труде.

Браки среди крестьян, как правило, были ранневозрастными. В 18 веке замуж выдавали девушек, достигших четырнадцати-пятнадцати лет.

С середины 19 века парни могли вступить в брак с восемнадцати лет, а девицы — с шестнадцати.

Среди крестьянок девиц обычно выдавали замуж не спрашивая, согласны ли они, да и мнением новоиспеченных мужей никто не озадачивался. Зато важное значение придавалась благословению родителей.

Образование

До 18 в. крестьяне не имели права на образование. Даже во время царствования Петра Первого, когда повсеместно открывались образовательные учреждения, для крестьянских отпрысков двери были заперты. Только избранным ребятишкам посчастливилось учиться в архиерейских школах, располагающихся при домах священников.

В 1804 г. вышел указ «Об учебных заведениях», в котором говорилось, что все школы теперь не имеют сословий, доступны любому и платить нет необходимости.

Только тогда ситуация начала изменяться в лучшую сторону, но детишек холопов туда так же не брали. Весьма распространенными стали церковно-приходские школы.

Обратите внимание

По желанию жителей сел начали работу «Школы грамотности», организовывавшиеся прямо в чьей-нибудь избушке. Обучение проводил педагог из «заезжих грамотеев».

Повышали грамотность простого народа и многие баре. К примеру, небезызвестный граф Лев Николаевич Толстой лично помог открыть более двадцати школ рядом с Ясной Поляной, а в одной из них даже преподавал. «Когда я поднимаюсь на порог школы и вижу эту ораву…

худенькие дети с ясным взором и ангельскими личиками, я начинаю тревожиться, меня накрывает ужас, как если бы я лицезрел утопающих людей… Я желаю народного образования ради того, чтобы спасти Лобачевских, Пушкиных, Менделеевых…

И их пруд пруди в каждой школе!» — описывал он в одном из своих посланий.

После революции Октября различные гимназии, школы и училища превратились в единую трудовую школу. В тот же момент самобытный крестьянский быт потерял свою неповторимость.

Как воспитывали крестьянских детей на Руси

Как крестьяне на руси детей воспитывали

Социальные кнопки для Joomla

Детей с раннего возраста приучали к ответственности и систематическому труду, поскольку это было и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Важно отметить, что подход к своим наследникам в народной среде был очень строгим.

Авторитет матери и отца был непререкаем, и дети не считались равными родителям. А те обычно сходились во взглядах на воспитание чада, а если даже в чем-то и возникали разногласия, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

Ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись отцом в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ.

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые 7 лет — детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень».

Затем наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам — длинная девичья рубаха. Третья семилетка — юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества.

Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка — полноценной помощницей матери.

Несмотря на всю строгость воспитания, за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принёс пользу всей семье.

Важно

Возможно, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными.

Так что же 100 лет назад умел 14-летний мальчик?

Требования к мальчикам были гораздо строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие кормильцы и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

Уже в период младенчества мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также — основам мастерства.

Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти. Многие 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей.

Таким образом, пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись четкие хозяйственные обязанности. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату.

К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец. Отроки должны были пахать и молотить (девочек к такой физически тяжелой работе не привлекали).

Землепашество являлось подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле.

Совет

Они раскидывали навоз и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга, бороновали, вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду». С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте.

Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Также в обязанности мальчиков входил уход за скотиной. Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек.

Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой.

Обычно уже к 8-9 годам мальчик умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

Вот так и воспитывались в крестьянских семьях добры молодцы, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое— мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны.

А чему учили 10-летнюю девочку 100 лет назад?

Обратите внимание

Девочек очень рано начинали приучать к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сёстрами, за домашней птицей и скотиной.

А 10-летняя девочка считалась уже вполне взрослой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если девочке-подростку давали уничижительное определение «непряха», то на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Обучение происходило  исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 — уже выгонять корову на пастбище и доить её.

Много времени девочки вместе с мамами проводили  у печи. Это «женское царство», бабий кут, обычно отделялось от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить.

Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяюшки готовили еду, мыли посуду. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме.

Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, стирать.

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, так как родители много работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки — «пестуньи». За это с ней расплачивались деньгами или «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, отрезами ткани.

Важно

Всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому её и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (трубочки-катушки), затем — трепать лён и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено — поменьше, чем у взрослых. Кстати, свою прялку нельзя было давать подружкам — «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя. Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник.

На следующем этапе она начинала готовить своё приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти коров, коз, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.

В общем, как видите, подростковый кризис переходного возраста пролетал незаметно, ведь у взрослеющих детей просто не было свободного времени.

А что умеют наши современные отроки и отроковицы?..

Как крестьяне на Руси детей воспитывали

Как крестьяне на руси детей воспитывали

На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей русских народных традиций. Верной себе оставалась она и в вопросах воспитания.
Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без
посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых.

Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.
Детство В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни.

И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев.

Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней. Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки.

Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.

Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей.

В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени.

Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

Совет

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе.

Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка.

По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха.

Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного.

Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха.

Обратите внимание

Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято.

Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань.

Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом.

Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы.

Важно

По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично.

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу… худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых… И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

Воспитание детей в Древней Руси

Как крестьяне на руси детей воспитывали

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам.

Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

https://www.youtube.com/watch?v=hrpuaNzwSt8

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье.

Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности.

Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование.

Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери.

Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей.

С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу.

После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло.

Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство».

Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати.

Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка. 

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Как воспитывали детей крестьяне?

Как крестьяне на руси детей воспитывали

Обыкновенная крестьянская семья на протяжении многих столетий являлась носителем массы интересных традиций и не отступала от них, в том числе и когда речь касалась воспитания.

Ключевым моментом крестьянского воспитания была самостоятельность — детей растили сами, без какой-либо сторонней помощи, по определенным традиционным понятиям и законам, многие из которых давали человеку в жизни куда больше, чем могут предложить в современных школах или институтах. Как воспитывали детей крестьяне на Руси и на что делали упор в первую очередь?

Как правило, в обыкновенной такой семье рождалось много детей, но мало кто из них переживал детство — по причине болезней умирало очень много людей в возрасте до нескольких лет.

Как воспитывали крестьянских детей?

С самого раннего возраста детей воспитывали достаточно своеобразно — младенец был практически без внимания и всё детство проводил в плетеной люльке, пока не научился ходить. У родителей не было времени постоянно сидеть с ним, так как они были заняты работой, да и уход за малышом был в то время достаточно оригинальным.

После того, как младенец уже мог ходить, за ним начинали присматривать или самые старшие члены семьи, или старшие дети. Он свободно перемещался по дому и занимался подручными делами.

Кормление изначально было молоком, чуть позже гречневой кашей с молоком, а уже в год — полноценной похлебкой. Вплоть до семи лет ребенок воспитывался в доме и занимался своим обучением со старшими членами семьи.

Позже его воспитание кардинально менялось:

  • В 7 лет ребенок становился отроком — ему выдавали первые штаны и начинали приучать к посильной работе. В семье авторитет отца и матери был непререкаемым — если ребенку выдавали поручение, он должен был его выполнять полностью и строго следуя сказанному. В свободное время он мог гулять и развлекаться;
  • С 10 лет дети уже могли постепенно начинать работать в поле, с 12 пахать, а с 14 участвовать во всех взрослых работах. Девочки же в это время активно занимались пряжей, учили вышивать и шить, вымачивать холсты и делать другую домашнюю работу — доить скот, печь хлеб и так далее;
  • Были у детей и понятия о морали, но сугубо крестьянские — родители пользовались детским почтением и авторитетом, убогих и нищих жалели, результаты тяжелого труда ценились. В некоторых семьях детей учили и азам веры, начиная с языческой, заканчивая православной;
  • Самым важным для юношей и девушек было целомудрие, которое поощрялось и признавалось одним из важнейших. Те подростки, которые имели безупречную репутацию, были самыми уважаемыми и желанными в качестве женихов и невест.

Как воспитывали крестьянских детей 100 лет назад

Как крестьяне на руси детей воспитывали

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков…

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим.

Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем.

Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря.

Совет

Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе.

В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество».

Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Что умел мальчик 100 лет назад

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства.

Обратите внимание

Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле.

Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек.

Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода.

Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Важно

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Что умела девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков.

Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.

Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее.

Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет.

Совет

С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме.

Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»).

Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть.

Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.
Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно.

Обратите внимание

Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей.

Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

http://malyutka.net/2018/11/kak-vospityvali-krestyanskih-det…

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Как крестьяне на Руси детей воспитывали

Как крестьяне на руси детей воспитывали

МОО СВ ::

Во все века люди заботились о воспитании подрастающего поколения. И всегда интересно, как это происходило в прошлом: в разных семьях, в разных сословиях… В Интернете можно отыскать много полезного и ценного материала.

Вот и эта статья, на наш взгляд, будет интересна современным родителям, педагогам, читателям.

Многое нам известно по истории, художественной литературе, многое для нас, людей ХХI века, удивительно и непонятно, а что-то наоборот кажется таким важным, но утерянным в последнее время… Уверены, что чтение этих заметок будет увлекательно и заставит задуматься о воспитании детей и подростков.

Как крестьяне на Руси детей воспитывали

На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей русских народных традиций. Верной себе оставалась она и в вопросах воспитания.

Важно

Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых.

Так и шел этот процесс из века в век в разных местностях, разве что с небольшими расхождениями.

Детство

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев.

Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней. Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки.

Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными. Доктор медицины Г.

Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок». Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами.

Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба.

Совет

Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку. В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе.

Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью. С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах.

В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха.

Обратите внимание

Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято.

Обратите внимание

Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления. Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань.

Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом.

Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт.

Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Ситуация стала меняться после издания в 1804 году Указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы.

Важно

По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев». Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н.

Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу… худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей…

Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых… И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем. После Октябрьской революции в 1917 году всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

Ссылка на основную публикацию