Исламский шариат и законы мусульманского права. нормы и правила

Законы Шариата

Исламский шариат и законы мусульманского права. нормы и правила

 Не так давно у меня состоялся любопытный разговор с одним христианином, который пытался доказать мне полезность и исключительность своей религии.

Одним из аргументов, прозвучавших в споре, был следующий: «Христианство защищает Европу и Россию от экспансии ислама», на что я ответил, что прекрасно проживу и при законах шариата, чем вызвал у христианина неконтролируемый приступ весьма эмоционального словоизвержения.

Дальнейший ход беседы показал, что мой оппонент практически ничего не знает об исламе от которого он так бесстрашно защищает «Святую Русь», и дискуссию пришлось на время прекратить.

Обратите внимание

 Практика показывает, что этот христианин не одинок в своем невежестве. Впрочем, невежество это не всегда является следствием глупости самого человека, порой пропаганда способна задурить людям мозги похуже тяжелых наркотиков. Здесь мне хотелось бы привести один малоизвестный факт.

В послесловии к «Сатанинским стихам» Салмана Рушди переводчица, скрывавшаяся под псевдонимом Анна Нэнси Оуэн, писала: «…в переводе «Сатанинских стихов» заинтересованы высокопоставленные лица в Кремле (в связи с созданием так называемого Всеобщего Антиисламского Фронта) и в Московской Патриархии (понятное дело, в связи с нежелательной конкуренцией)».

 Ислам, как и любую другую религию, можно и нужно критиковать, однако подобная критика должна основываться на фактах и знании материала, а не на истерических выпадах, смысл которых почти всегда сводится к утверждению, что «наш политический строй и религия самые правильные, а все, кто с нами не согласен — мерзавцы и негодяи». Что касается нетерпимости и стремления религий подчинить все сферы повседневной жизни человека, то ислам в этом отношении ничуть не лучше и не хуже христианства, особенно учитывая их коренное родство. Расхожее выражение «мирных религий не бывает» следовало бы дополнить другим: «бесполезных религий не бывает тоже». Как бы кто не относился к исламу и его законам, личная неприязнь не может служить оправданием невежества, а с невежеством необходимо бороться, особенно в наш «просвещенный» век самозваных всезнаек.

 Сегодня многие люди вздрагивают при слове «шариат» и спешат выразить свое осуждение в отношении исламских фанатиков, насаждающих его в тех странах, где им удалось захватить власть.

При этом обыватель ничего не знает об этом своде законов, основанных на Коране и сунне, кроме разве что запрета на употребление алкоголя и поощрения многоженства. Все остальное покрыто мраком, порождающим страх перед неизвестностью.

Большинство тех, кто отрицательно относится к законам шариата, никогда их не читали и не прочтут.

О великой арабской культуре, подарившей миру множество гениальных поэтов, зодчих и ученых, они судят по выпускам новостей, в которых показывают озверелые толпы, сжигающие американские флаги и портреты европейских политиков.

Имена Омара Хайяма, Ибн Сины, Раби’а ал-Адавийи, Насир-и-Хосрова, Шах-Джахана и многих других им ничего не говорят. В мусульманах хотят видеть только врагов, а шариат — это просто страшное слово, ставшее для многих синонимом мракобесия и терроризма. Однако действительность всегда сложнее и удивительнее, чем на экранах телевизоров, поработивших разум современного человека, и познать ее можно лишь на собственном опыте, а никак не сидя дома на диване и лениво переключая каналы в поисках чего-нибудь «интересненького».

Важно

 Шариат (от араб. шариа — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) представляет собой ряд правовых и теологических нормативов, определяющих действия и поступки людей. В качестве мусульманского права он используется в Иране, Судане, Пакистане и некоторых других странах Азии.

В шариате все поступки людей делятся на 8 основных категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими и мустакрух, в которых подробно описываются обязательные, необязательные и запрещенные действия, касающиеся повседневной жизни, религиозных обязанностей и взаимоотношений между мусульманами.

 Нет смысла приводить здесь все предписания шариата, поскольку они есть в открытом доступе, и каждый может ознакомиться с ними самостоятельно, если имеет такое желание. Я приведу лишь несколько, с моей точки зрения, интересных, оставив в стороне самые странные, вроде запрета дуть на воду и заходить в туалет без головного убора. Объяснение и толкование этих законов я оставляю специалистам.

Фарз

 Фарз — это обязательное действие, требующее строгого исполнения. За невыполнение фарза без уважительных причин полагается строгое наказание. Фарз бывает двух видов: фарз айн и фарз кифая.

Фарз айн является обязанностью каждого мусульманина, например пятикратная молитва. Фарз кифайя — это действия, предписанные всей общине, исполнять которые могут лишь некоторые ее члены, с остальных эта обязанность снимается.

Если никто не выполнит положенных действий, то вся община будет считаться грешной.

Фарз айн

«Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха».

«На суде будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительность».

«Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата».

«Одеваться по мере необходимости».

«Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину».

«Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего».

«Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия».

«Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности».

«Если зарекся (дал обет) нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата».

Фарз кифая

«Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления».

«Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию».

«Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей».

«Воспитывать сирот».

Важиб

Важиб, как и фарз, обязывает выполнять установленные предписания. Отличие от фарза заключается в том, что человек, не исполняющий фарз переходит в категорию неверных, а тот, кто не исполняет важиб становится грешником.

«Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя».

«По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении».

«Сказать покупателю о недостатках своего товара».

«Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду».

«Не таить обиду более трех дней. По истечении этого срока необходимо помириться (если это не вредит его вере)».

«Вырабатывать в себе хороший характер».

«На каждое обстоятельство (вещь) смотреть осмысленно и уметь извлекать для себя урок».

«Человек, знающий ответ на поставленный вопрос обязан отвечать».

«Родители обязаны обучать своих детей вопросам религии, ритуалов, культуры и др. или нанять обучающего».

«Имеющему две жены — обеспечить равенство и справедливость между ними».

Суннат

Суннат — это действия, которые выполнял пророк, неисполнение которых не считается большим грехом.

«Оказывать почет пожилым людям, ученым».

«Услуги и почтения оказывать соответственно по заслугам человека. Например, отношение к ученому или шейху не может сравниться с отношением к невежде».

«В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой».

«Больному показаться врачу, проводить лечение».

Мустахаб

Мустахаб — действия, часто выполняемые пророком, неисполнение которых не считается греховным.

«За столом вести себя прилично».

«Для ликвидации самовосхваления одевать одежду, имеющую заплатки».

«При приглашении на угощение необходимо явиться даже к самому бедному человеку, если нет сомнения в чистоте пищи».

«Стараться быть в дружбе с умными, имеющими неплохой характер, людьми».

«Друзьям, близким людям наедине намекнуть о недостатках».

«Выращивать полезные лесонасаждения».

«Если продавший раскаивается и хочет взять свою вещь обратно, следует вернуть ее, не требуя за это что-либо».

«Если раскаивается покупатель и хочет вернуть купленную вещь назад — хозяину надо взять ее, вернув полностью полученную сумму».

«Разрешается пользоваться новшествами, не противоречащими духу ислама и шариата».

«Научиться писать красиво».

Мубах

Мубах — это необязательное действие, не ведущее ни к греху, ни к заслуге. В эту категорию попадает все, что не предписывается и не осуждается шариатом.

«При крайней необходимости для лечения употреблять недозволенные напитки или продукты, если это рекомендует надежный знающий врач».

«Говорить за глаза о тиране, несправедливом».

«Не запрещается физически сильным мужчинам, имеющим состояние, способным обеспечить равенство и справедливость, жениться на двух (до четырех) женщинах. Если нет перечисленных условий — не разрешается».

«Пить напитки, безвредные для организма и не оказывающие опьяняющего действия».

Харам

Харам — то, что категорически запрещено. Бывает двух видов: харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми наносит вред другим людям, но не тому, кто его делает. Харам гайри зулми причиняет вред лишь тому, кто его производит. Сюда относится, например, потребление недозволенного.

Харам зулми

«Бить животных по морде».

«Издеваться, пытать людей, живых существ».

«При купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег».

«Продавать испорченные, бракованные товары, выдав их за хорошие, и по цене, установленной за качественный товар».

«Использовать для своих целей имущество сирот».

«Держать у себя заработок рабочего, не выплачивая его сразу».

«Злоумышленно воспрепятствовать кому-либо пользоваться общественным достоянием, например, водой».

«Добавлять в золотые и серебряные деньги примеси и выдавать их за чистые».

«Приписывать кому-либо то, чего он не имеет».

«Доносить на безвинного и наговаривать на него неимеющиеся недостатки несправедливым руководителям».

«Сплетничать вообще, передавать разговор тому, о ком шла речь».

«Спорить с целью победы в пустых и бесполезных разговорах».

«Бить слуг».

«Беспокоить соседа, вредить ему».

«Оказывать содействие в делах несправедливому или тирану».

«Обмануть покупателя, не сказав ему о недостатках своего товара».

«Бранить, позорить ученого».

«Позорить и унижать бедных за их положение».

«Нарушать взятое обязательство, слово».

«Вышестоящим органам, руководителям допускать жестокость и несправедливость по отношению ко всем подчиненным лицам».

Харам гайри зулми

«Верить словам гадалок, предсказывающим по звездам».

«Любить мирское только ради мирской жизни».

«Брать взятку в судебных и торговых делах, даже если стараешься поступать справедливо, не принося ни малейшего вреда обеим сторонам».

«Причислять себя в мыслях к святым и слишком богобоязненным за свою исполнительность и добропорядочность перед шариатом (долг человека — быть добропорядочным перед шариатом, а оценку дает Аллах, что неведомо человеку до дня суда)».

«Просить Аллаха сделать кому-либо зло, недоброе дело».

«Выбрасывать излишки, оставшиеся продукты».

«Голодая по собственному желанию, довести свой организм до состояния, в котором не в силах совершать молитвы».

«Есть мертвечину (мясо животных, которые не были зарезаны)».

«Избирать на руководящие должности жестоких».

Макрух тахрими

Макрух — поступки, которые пророк запретил, однако совершение этих действий не делает нарушителя неверным.

«Обучать занятиям человека, который в силу своего невежества не способен к познанию».

«Заявиться без приглашения на какое-нибудь пиршество».

«Мочиться против ветра».

«Ходить с намерениями прожить долго и проделать много дел».

«Противостоять правде, чтобы не оказаться в числе побежденных».

«Держать в комнате собаку».

«Величать и почитать богатого за его положение».

«Смеяться над человеком, который ошибочно или нечаянно поступил неверно».

«Агитациями довести человека до такого состояния, что он из нейтрального состояния может принять противоположную сторону».

Мустакрух

Мустакрух — это действия, от которых пророк воздерживался, поскольку они говорят о невоспитанности человека.

«Наблюдать за принимающим пищу».

«Есть очень много».

«Есть что-либо, приносящее вред организму».

«Подходить ближе трех аршинов к человеку, больному заразной болезнью».

«Брать деньги в долг для угощения гостя (мусульманин должен довольствоваться тем, что имеется)».

«Жить в деревне, на селе, где нет врача».

«Брать милостыню, подаяние от человека, который беднее его».

Шариат и его место в исламе

Исламский шариат и законы мусульманского права. нормы и правила

Шариат является основным сводом правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие «шариат» означает «верный путь».

Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц.

Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.

), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов.

Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.

Основные источники Шариата

1. Священный Коран

Базовым источником Шариата служит Священное Писание, которое является наставлением Всевышнего.

Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман.

В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам.

2. Сунна

Она служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.

), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам.

В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих.

3. Иджма

Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма – единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам.

Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения.

Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.).

Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.

4. Кияс

Этим термином называют суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата.

Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина – виски, водка, коньяк и т.п.

, был установлен по аналогии с вином.

Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.

Категории Шариата

Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:

1. Обязательные (фард)

К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

2. Необходимые (ваджиб)

Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех.

Совет

Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны.

Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.

3. Желательные (суннат)

Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.

4. Дозволенные (мубах)

Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.

5. Нежелательные (макрух)

К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение.

6. Запретные (харам)

Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.

В целом, основной функцией Шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.

Действия мужа и жены по законам шариата

Исламский шариат и законы мусульманского права. нормы и правила

Священная книга у мусульман — безусловно, Коран. Его почитают все приверженцы любых мусульманских направлений. Эта книга является основой и религиозного, и гражданского законодательства. На Коран опираются все законы шариата.

 Если кто-то из вас полюбил и хочет зарегистрировать отношения с представителем такой веры, как ислам, то уделите пару минут для прочтения данной статьи.

Быть может, некоторые правила не будут соответствовать вашим религиозным взглядам, к примеру, если вы православный христианин.

Что представляют собой законы шариата?

В шариате собраны основные юридические нормы, нравственные принципы и правила, по которым должен вести себя мусульманин.

В исламе все души одинаковы, но Бог поместил их в разные тела, определив при этом для каждого свои обязанности и права.

Обратите внимание

Законы шариата прописывают нормы поведения мужчины и женщины в семье и их обязанности по отношению друг к другу.

Помимо супружеского поведения, в своде законов прописан почти каждый шаг и действие человека, но о других правилах поведения мужчины и женщины в отдельности каждый желающий сможет прочесть самостоятельно.

Обязательные действия

Законы шариата определяют ряд действий, которые обязан выполнять каждый мусульманин независимо от пола и возраста. Поскольку мы говорим о браке, то хотелось бы остановиться на основных действиях, которые относятся к семейным отношениям.

Одним из таких действий, которые предполагают обязательное выполнение предписаний шариата, является фарз, делящийся, в свою очередь, на два вида: фарз айн и фарз кифая.

Фарз айн

По фарз айн муж обязан:

  1. Трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи.
  2. Содержать жену, быть честным и справедливым, не проявлять к ней актов насилия.
  3. Подготовить для жены отдельный дом или комнату.
  4. Обеспечить жену необходимой общепринятой одеждой.
  5. Обеспечить жену необходимыми продуктами питания.
  6. От чистого сердца отдать жене махр (обещанное ей при вступлении в брак — это ее личное).

Ваджиб

Так же, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За его выполнение человек вознаграждается Аллахом, невыполнение считается большим грехом:

  1. Жена обязана выполнять возложенные на нее обязанности и подчиняться мужу.
  2. Разведенная или овдовевшая женщина до истечения установленного шариатом срока должна скромно одеваться и не проявлять признаков радости.
  3. Разведенная женщина должна оставаться в доме мужа до истечения установленного срока, за исключением, если ей грозит опасность.
  4. Если кто уподобил свою жену близким родственникам, обязан уплатить установленный шариатом штраф.
  5. Если кто поклялся не прикасаться к жене четыре месяца, обязан нарушить свою клятву и выплатить штраф.
  6. Имеющему две жены обеспечить равенство и справедливость между ними.

Суннат

Эти действия выполнял пророк, за их выполнение человек получает вознаграждение и в день суда будет иметь заступника — пророка:

  1. С женой и детьми есть вместе.
  2. Способный на содержание семьи обязан жениться.
  3. Способная вести необходимые работы в семье должна выйти замуж.
  4. Свадьба должна быть обнародованной.
  5. Свадьбу сопровождать пиршеством.
  6. Каждой женщине в любом деле нужно быть внимательной и оказывать помощь.
  7. В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой.

Мустахаб

За действия, которые часто выполнял пророк, люди, их выполняющие, будут вознаграждены (саваб), а не соблюдающих привлекут к ответу в день суда:

  1. Жена должна уважать родственников своего мужа.
  2. Муж должен уважать родственников своей жены.
  3. Женщине в послеродовой период и в период месячных носить не очень новую одежду.
  4. Мужчине не ночевать вместе с женой в период ее месячных и послеродовой болезни.
  5. Мужчине хорошо одеваться, чтобы прилично выглядеть перед женой, друзьями.
  6. Жене хорошо одеваться, чтобы дома приятно выглядеть.
  7. Будущий жених должен посмотреть на невесту (чтобы она была ему известна не заочно).

Мубах

Это такое действие, которое можно выполнять и не выполнять. Не будет греха, если не выполнять таких законов. Все то, что не обязывается и не осуждается шариатом, входит в мубах:

  1. Смотреть на любой орган своей жены или своего мужа.
  2. Разводиться, если на то имеются обоснованные причины, не противоречащие шариату.

Харам

Действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Совершающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от харама, тот будет вознагражден Аллахом.

Харам бывает двух видов — харам зулми и харам гайри зулми.

Харам зулми

Это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего:

  1. Сомневаться в ребенке, родившемся от своей жены, говоря, что это ребенок не от него.
  2. Распространять сплетни о муже и жене, нарушая их семейный покой.
  3. Сильно ругать за незначительные провинности жену, детей, слуг.
  4. Заставлять жену, детей, слуг выполнять непосильную для них работу.
  5. Огорчать жене мужа, мужу — жену.
  6. Имеющему двух жен допускать несправедливость или быть невнимательным к одной из них.
  7. Вопреки воле невесты выдавать ее замуж.
  8. Находиться в пути более четырех месяцев, не встречаясь с женой.
  9. Давать обет не вступать в половой акт с женой сроком до четырех месяцев.
  10. Жене покидать дом мужа, уходить, не возвращаясь.
  11. Жену, чистую от прелюбодеяния, называть распутницей или другими оскорбительными словами.

Харам гайри зулми

Это харам, совершение которого приносит вред только производящему его:

  1. Допускать общение жены с другими мужчинами.
  2. Жениться за определенный калым на определенный срок.
  3. Вступать в половой акт с женой во время месячных.
  4. Совершать половой акт в послеродовой период жены.
  5. Жениться на пятой.
  6. Жениться на второй женщине, если не в состоянии их содержать и обеспечить между ними справедливость.
  7. Разводиться с женой во время месячных.
  8. Трижды подряд употреблять слова, означающие развод (талак).
  9. Мужу с любовью смотреть на других женщин.
  10. Жене смотреть с любовью на других мужчин.
  11. Быть посредником в прелюбодеянии.

Макрух тахрими

Это действия, которые Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать:

  1. Молодому человеку специально жениться на бесплодной.
  2. Выдавать девушку за пожилого, нечестивого.
  3. Молодому человеку жениться на пожилой женщине.

В исламской общине созданы специальные суды, которые занимаются семейными делами. Бракоразводный процесс исламом разрешен, но он не приветствуется Богом, поэтому мужа и жену стараются примирить, а уж потом, приняв все меры, могут развести.

Законы шариата очень подробно расписывают каждое действие, поэтому, если православной женщине или мужчине захотелось заключить брак с мусульманином или мусульманкой, непременно прочитайте каждую строчку и ознакомьтесь с исламом поближе.

Юнус-бек Евкуров о шариате:

Что мы знаем о мусульманском праве?

Исламский шариат и законы мусульманского права. нормы и правила

С момента зарождения в VII в н.э. ислам стремился объять все сферы жизни рядового мусульманина. Со временем религиозные положения ислама приобрели юридическую силу и были объединены в единую систему мусульманского права. Эта система стала одной из важнейших составляющих правового климата современной цивилизации, наряду с англо-саксонской и романо-германской «правовыми семьями».

Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, в которых заложены фундаментальные принципы правовой доктрины мусульман. Среди этих принципов есть декларативные положения, например: «Будьте стойки и справедливы», «Судите по справедливости» и т. д. Вместе с тем значительное внимание уделяется и более конкретным правовым нормам.

Так, в Коране подробно освещены отношения семейного права, закладываются основы наследственного права и договорных отношений, уделяется внимание вопросу дееспособности: «Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это… А если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости».

После смерти Мухаммеда развитие мусульманского права вступило в новую фазу. Общество развивалось, складывались новые институты, возникали новые отношения, поэтому разрозненные нормы Корана и Сунны нуждались в систематизации и толковании.

Вплоть до середины X века ученые-правоведы, которые непременно должны были быть признанными знатоками ислама, давали свое толкование нормам и принципам, заложенным в Священных книгах.

Одним из важнейших источников мусульманского права становится иджма — единогласное мнение правоведов по конкретному вопросу.

В соответствии с принципом иджтихада судья мог выносить решение по своему усмотрению, когда нормы Корана и Сунны умалчивали о том, как следует решить конкретное дело. При этом служитель закона неизменно руководствовался принципом справедливости и применял общепризнанный метод правового суждения по аналогии — кияс.

Таким образом, Коран и Сунна составляют первую группу источников мусульманского права, иджма и кияс — вторую группу. Все эти источники рождали действующие нормы права и в совокупности стали стержнем правовой доктрины мусульман. На основе этой доктрины действует шариат — «путь следования», угодные Аллаху предписания, имеющие юридическую силу.

К концу X века основы мусульманского права были окончательно оформлены. С XI века утрачивает силу принцип абсолютного иджтихада, то есть непосредственного толкования норм Корана и Сунны.

Шариат вступает в фазу таклида — исполнения существующих правовых предписаний.

С этих пор в рамках догмы мусульманского права новые нормы не создаются — действуют лишь те правила и принципы, которые признаны иджмой.

В отличие от европейской правовой традиции, нормы шариата не столько наделяют человека правами, сколько определяют его обязанности перед Всевышним. Предписания носят императивный (властный, приказной) характер.

Важно

Поскольку речь идет о служении Аллаху, то эти нормы распространяются исключительно на правоверных мусульман.

Законы шариата действуют в отношении иноверцев только в том случае, если в конкретном деле пострадавшей или заинтересованной стороной выступает мусульманин.

Кроме писаного права, в мусульманских странах сохраняются правовые обычаи — адаты, отвечающие местным традициям. Они действуют наряду с шариатом.

Кроме того, развитие мусульманской цивилизации в течение всего второго тысячелетия не могло обойтись без признания новых юридически значимых норм. Нормам шариата давались новые толкования, соответствующие требованиям времени.

Эти нормы придавали мусульманскому праву гибкость, при этом они не должны были вступать в противоречия с основной доктриной и формально не были включены в систему шариата.

В настоящее время мировая интеграция, общность экономических интересов также оказывает воздействие на правовую среду мусульманских государств. Ими признаются многие принципы международного права.

Наряду с консервативным шариатом в этих странах широко применяется национальное право, основанное на нормативно-правовых актах, исходящих от государства.

Имеют место заимствования из романо-германской и англо-саксонской правовых систем.

Совет

Однако еще слишком рано говорить об окончательном отмирании принципов древней правовой доктрины мусульман. Под воздействием политических, социальных и иных факторов модернизация время от времени сменяется обратными тенденциями. Фундаментализм возвращает актуальность нормам шариата. Возрождаются шариатские суды.

Мусульманское право, как живой организм, подвержено влияниям внешнего воздействия и внутренним импульсам. Очевидно, что Западная цивилизация должна осознавать важность этих процессов и считаться с ними.

История мусульманского права (шариата)

Исламский шариат и законы мусульманского права. нормы и правила

Кому Аллах (Бог) желает блага, тому
дает понимание (фикх) в религии [1].
Пророк Мухаммад

Мусульманское право было и остается одной из важнейших и неотъемлемых составляющих мировой исламской цивилизации. Имея преимущественно религиозную основу, мусульманское право формулирует принципы, исходя из идеи справедливости, которую Всевышний заповедовал в Священном Коране:

«Скажи: «Я уверовал в то, что низвел Аллах (Бог, Господь) из Книг. [Верую в истинность всего, что было дано Богом пророкам и посланникам Его из свитков и Писаний.] Мне велено быть справедливым среди вас [людей]» (см. Св. Коран, 42:15).

Прямо проистекая из текста Божественного Откровения, исламское право в течение более чем тысячи лет во все исторические эпохи регулировало различные стороны жизнедеятельности всего мусульманского общества и каждого человека.

В сферу регулирования исламского права входят как (а) нормы, определяющие отношения верующего с Богом, ритуальную практику, так и (б) нормы, определяющие отношения людей между собой и с государственной властью, взаимоотношения мусульман с представителями других конфессий, а также иные вопросы социального характера. Для правильного понимания природы мусульманского права важно уяснить его фундаментальный принцип, согласно которому право есть не творение человеческого разума, а выражение Божественной воли; мусульманские законоведы занимаются не правотворчеством в прямом смысле этого слова, а находят правовые решения в рамках исламского вероучения.

Исламская правовая доктрина, как и формулируемые ею нормы, получила название «фикх», что в переводе с арабского означает «знание», «понимание». Начало становления фикха относится еще ко времени жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), когда с его слов и со слов его сподвижников записывались первые хадисы. Со смертью Пророка развитие фикха не прервалось.

Свой вклад в формирование коранической экзегетики [2] и хадисоведения, явившихся основами исламской правовой науки, дальнейшее развитие юридической практики, применявшейся при Пророке, внесли его ближайшие сподвижники: супруга Пророка ‘Аиша, ‘Абдулла ибн ‘Умар, ‘Абдулла ибн Мас‘уд и другие.

Обратите внимание

Уже в это время закладывались теоретические основы будущих богословско-правовых мазхабов (школ) Ислама.

В последующий период, когда исламское благовестие перешагнуло границы Аравии, наибольшую известность получили имена факыхов-правоведов: Са‘ида ибн Мусайиба, ‘Урвы ибн Зубайра, аль-Касыма ибн Мухаммада из Медины, ‘Алькамы ибн Мас‘уда, Ибрахима ан-Наха‘и из Куфы, аль-Хасана аль-Басри из Басры.

Первым трудом по фикху можно считать «аль-Муватто» имама Малика ибн Анаса. Большой вклад в становление фикха внес имам Мухаммад аш-Шафи‘и, перу которого принадлежит трактат «Ар-рисаля», где впервые сформулированы четкие определения основных категорий исламской правовой доктрины.

Основными источниками права, так называемыми «корнями фикха» (усуль аль-фикх), в Исламе являются Священный Коран, Сунна пророка Мухаммада, иджма‘ (единогласное мнение выдающихся факихов по обсуждаемым вопросам), кыяс (рационалистическое суждение по аналогии, когда решение выводится на основе сравнения модели решаемого вопроса с моделью ранее решенного похожего вопроса).

Согласно этому подходу, в случаях, когда Священный Коран и Сунна содержат предписания, допускающие неоднозначное толкование ученых, или не содержат явного ответа на какой-либо вопрос, правоведы самостоятельно ведут поиск необходимых решений на основе творческого рационального толкования сакрального текста.

Такой подход основан на известном предании (хадисе) о разговоре пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) со своим сподвижником Му‘азом, назначенным судьей в Йемен: «На основании чего ты будешь судить, если возникнут вопросы?» — спросил Пророк. — «По Писанию Аллаха», — отвечал Му‘аз.

— «А если не найдешь [там ответа]?» — снова поинтересовался Пророк. — «По Сунне посланника Божьего«, — ответил Му‘аз. — «А если и там не найдешь [ответа]?» — вопрошал Пророк. — «Тогда буду судить по своему мнению, не жалея сил на поиск верного решения [3]», — был ответ.

— «Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный Ему путь!» — воскликнул Пророк [4].

Поиск богословом-факихом аргументов, методов и приемов рационального решения вопросов обозначается термином «иджтихад» («проявление усердия», «настойчивость»). Ученых-правоведов, имеющих право выносить самостоятельные богословско-правовые заключения —  совершать иджтихад, называют муджтахидами [5].

Период со II до середины IV столетия хиджры историки исламского права называют «золотым веком» иджтихада.

К этой эпохе относятся имена выдающихся богословов и правоведов, внесших решающий вклад в дальнейшее развитие теории и практики фикха, определивших творческое направление в исламской правовой мысли: Суфьяна ибн ‘Уейны из Мекки, Малика ибн Анаса из Медины, аль-Хасана аль-Басри из Басры, Абу Ханифы и Суфьяна ас-Саври из Куфы, аль-Авза‘и из Шама [6], аш-Шафи‘и и ал-Лейса ибн Са‘да из Египта, Исхака ибн Рахавейха из Нишапура, Абу Савра, Ахмада ибн Ханбаля, Дауда аз-Захири и Ибн Джарира ат-Табари из Багдада. Однако из сложившихся в тот период правовых школ  (мазхабов) дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре мазхаба: имама ан-Ну‘мана ибн Сабита Абу Ханифы (80–150 хиджры/ 699–767), имама Малика ибн Анаса (93–179 хиджры/ 713–795), имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и (150–204 хиджры/ 767–820), имама Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани (164–241 хиджры/ 780–855). В современном исламском мире иджтихад применяется в рамках этих богословско-правовых школ, сближая теоретические правила и положения богословов с требованиями повседневной жизни, обеспечивая соответствие универсального исламского права различным историческим, социально-культурным условиям.

В то же время иджтихад не основывается на абсолютной свободе в принятии решений.

Суть иджтихада состоит в том, что поиск рационального решения проблемы (которого нет в Священном Коране и Сунне) муджтахид должен вести в рамках исламского вероучения, его целей и духовно-нравственных ценностей.

Важно

В этой связи необходимо отметить ориентированность иджтихада на земные, повседневные проблемы и потребности человека, удовлетворение его мирских интересов и прав, стремление не обременять человека чрезмерными обязанностями.

Подтверждением важности и необходимости применения иджтихада в современных условиях являются слова пророка Мухаммада: «Если ученый прав [пред Господом], вынося решение (богословское заключение), он получает за свои старания две степени вознаграждения; если же богослов сделал все от него зависящее, но ошибся, то он получает одну степень вознаграждения» [7].

Благодаря иджтихаду ученых-правоведов возможно решение многочисленных проблем, с которыми мусульмане сталкиваются после прекращения пророческой миссии заключительного Божьего посланника.

К примеру, вопросы трансплантации человеческих органов, искусственного оплодотворения, матерей-доноров, клонирования и другие современные проблемы требуют творческого, рационалистического подхода муджтахидов на основе исходных духовно-религиозных постулатов Ислама.

Богословско-правовые заключения мусульманских ученых-правоведов по различным правовым вопросам называются фетвами. Примечательно, что фетвы разных муджтахидов по одному и тому же вопросу могут не совпадать, не вступая при этом в противоречие с канонами Ислама.

Известно следующее высказывание имама Абу Ханифы: «Мы знаем, что это — [лишь] суждение, и это лучшее из того, что мы могли сделать. Кто смог сделать нечто другое, тот имеет то, что он разумеет, а мы имеем то, что мы разумеем».

В этом видится важное преимущество фикха, отвергающего слепое следование раз и навсегда утвердившимся подходам и предполагающего право выбора, плюрализм, творческий подход к решению правовых вопросов в зависимости от места, времени и условий.

*

«Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека» (Ф. Достоевский).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры в св. х. Ибн Маджа; от Ибн ‘Аббаса в св. х. ат-Тирмизи и Ахмада; от Му‘авия в св. х. аль-Бухари, Муслима и Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 546, хадис № 9103.

[2] Экзегетика — наука о толковании текстов Священных Писаний.

[3] Дословно «…аджтахиду ра’йи ва ля аалю».

[4] См.: аз-Зухайли В. Усуль аль-фикх аль-ислами [Основы исламского права]. В 2 т. Дамаск: аль-Фикр, 1986. Т. 1. С. 624, 625.

[5] Муджтахид должен обладать следующими качествами и навыками: знанием Священного Корана и Сунны; знанием вопросов, по которым имеется единое мнение богословов (иджма‘); глубоким знанием арабского языка; знанием основ фикха и методов извлечения решения из текстов первоисточников; знанием отмененных аятов и хадисов (насых, мансух); должен быть мусульманином, обладать здравым умом и рассудительностью.

[6] Шам — историческая область, часть которой располагалась на территории современной Сирии.

[7] Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих».

Premium WordPress Themes DownloadDownload Nulled WordPress ThemesDownload WordPress Themes FreePremium WordPress Themes Downloadfree download udemy coursedownload samsung firmwareDownload Nulled WordPress Themesfree download udemy paid course

Соотношение шариата и фикха в мусульманском праве

Исламский шариат и законы мусульманского права. нормы и правила

Ислам (буквально — «покорный Богу») – вторая по значению после христианства религия мира. Его исповедуют около 1,5 млрд. человек.

Более чем в 40 странах мусульмане (от «муминун» — «верующие») составляют большинство населения.

И во многих из них, в том числе в Индонезии, Иране, Пакистане, Ираке, ислам – это государственная религия, а действующее право – это, преимущественно, мусульманское право. Но роль государства в его формировании минимальна.

Исламское право как совокупность норм имеет ряд особенностей. Одна из них – то, что это право часто называют «правом юристов», имея в виду, что оно в буквальном смысле сформировано судьями и мусульманскими учеными-юристами.

При этом природа исламского (мусульманского) права совершенно иная, нежели у «судейского» права англосаксонского происхождения или «профессорского» романо-германского права.

Поскольку исламское право составляет часть религии, то, естественно, что ядром его, как в любой религии, является главный источник этих верований. В исламе – это Коран, — Священная книга для каждого мусульманина.

Коран (от «Ал куран») является именем собственным, образованным от слова «чтение»[230], а, возможно, от словосочетания «Он собрал воедино» или «Он прочел»[231].

Совет

Мусульмане считают его несотворенным, и единственный автор его – Аллах, который ниспослал свои откровения Мухаммеду – единственному своему Пророку. Сам Пророк был неграмотен, и текст Корана записывался за ним современниками.

Ни один из источников исламского права не может противоречить Корану – это незыблемый принцип шариата.

«Шариат» в буквальном смысле означает «водопой, источник, куда животные ежедневно приходят пить воду, или же прямой путь»[232].

В исламской традиции термин «шариат» используется для обозначения начертанного Аллахом пути, следуя по которому «правоверный достигает мирского совершенства и благополучия, а после своей земной жизни может рассчитывать на божественную милость»[233].

В мусульманской науке было выработано специальное определение шариата как совокупности обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных через его посланника – пророка Мухаммеда.

В основе шариата лежат соответствующие религиозные предписания Корана и второго по степени значимости источника после Корана — сунны (свода преданий о пророке Мухаммеде, его деяниях и изречениях).

Исторически сунна стала формироваться в первый век после смерти Мухаммеда со слов очевидцев – свидетелей его слов и поступков. В этой связи в мусульманском праве выработалась целая система хадисов (преданий).

Самые авторитетные – те, что записаны со слов непосредственного свидетеля.

Исламская традиция рассматривает шариат как систему, соответствующую любым условиям, отвечающую потребностям каждой эпохи, способную ответить на любой вопрос. Как отмечают авторитетные исследователи, «не потому, что он включает в себя абсолютно все готовые правила, а прежде всего в силу охвата его предписаниями всех сторон внешнего поведения человека»[234].

Коран и сунна — это первый уровень источников исламского права.

Второй его уровень составляют нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной, или исламской юриспруденцией.

Правила, указанные в Коране и сунне, носят казуистический характер. Искусство толкования священных текстов начало складываться в период с 632 года (смерть Мухаммеда) до начала VIII века.

Исламская теория исходит из того, что возможность самостоятельного подхода к решению мирских дел представляет людям сам шариат, в котором можно найти немало положений, поощряющих творческое начало в установлении правил поведения при наличии пробелов в источниках.

Расширительное толкование и вынесение решения происходит после консультации с правоведами и наиболее уважаемыми богословами, при этом решение принимается единогласно. Образуется прослойка профессиональных судей (кади).

Заметим, что каждый из сподвижников пророка Мухаммеда («сахаба») получил право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе собственного усмотрения («высказывания сподвижников»).

Со временем стало очевидно, что этих источников права (Корана и сунны) для полноценного социального регулирования и разрешения многих возникавших споров явно недостаточно.

С VIII века основную роль в ликвидации пробелов и приспособлении действующих источников к реальной жизни начинают играть профессиональные правоведы, основавшие различные школы-толки («мазхабы») мусульманского права. Прежде всего, они ввели принцип «рай» – т.е.

относительно свободное усмотрение, применяемое при толковании норм Корана и сунны, и формулирование новых правил поведения в случаях молчания источников.

Обратите внимание

Одно из преданий сунны содержит следующую позицию по этому вопросу самого Мухаммеда: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознаграждён вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».

Поиск правил поведения путем их рационального формулирования в случае молчания Корана и сунны или толкования общих постулатов и многозначных положений священных текстов получил в исламской традиции название «иджтихад» — буквально — «усердствование, большое старание», иногда переводится и как «настойчивость».

В исламской традиции – это приложение усилий с целью получить соответствующее шариату правило поведения в конкретной ситуации.

Так обозначается одновременно и индивидуальная деятельность мусульманского ученого – богослова и правоведа по изучению и решению вопросов богословского комплекса, а также и сама система принципов, аргументов, приемов, методов проведения такого исследования. Эта миссия возлагается на знатоков шариата — муджтахидов.

Иджтихад составляет основное назначение специальной области исламского знания о правилах внешнего поведения человека — «фикх». В исламском праве понятия «шариат» и «фикх» обязательно следует различать.

Дело в том, что и «шариат», и «фикх» в «вольном» виде переводятся одинаково — как «Исламский закон», «Исламское право», но «эти термины не являются синонимами ни в арабском языке, ни в понимании мусульманского ученого»[235]. Выявление характерных черт исламского права как юридического явления невозможно без ответа на вопрос о том, чем же различаются между собой два эти феномена.

В отличие от шариата («начертанного Аллахом пути») фикх буквально означает «верное понимание сути намерения ». Термином «фикх» обозначают также и саму «науку выведения исламских норм, Фатв, из тех основ, которые находятся в Коране и сунне»[236].

Кроме того, фикх – это «совокупность норм, выведенных на основе шариата применительно к конкретным ситуациям, непосредственная трактовка которых в шариате отсутствует»[237]. Шариат является раз и навсегда установленным, а фикх изменяется сообразно обстоятельствам, к которым он применяется.

Важно

Предписания шариата носят в основном общий характер, закладывают принципы. Нормы фикха показывают, как применяются принципы шариата в конкретных обстоятельствах.

Эти нормы формируются с помощью «корней» фикха, которые позволяют найти нужное правило поведения либо оценить поступок человека. Они включают два элемента – во-первых, это т.н. «шариатские указатели» правил поведения, а во-вторых, способы и методы их формулирования, установленные шариатом.

В литературе эти «шариатские указатели» называют источниками мусульманского права, но по «своему смыслу они лишь частично сопоставимы с юридическими источниками права, поскольку представляют собой не только внешнюю форму неких норм, но и приемы, которые позволяют определить правило внешне выраженного поведения или дать ему соответствующую шариату оценку»[238].

К таким приемам относятся два важных источника исламского права – иджма и кийяс. Таким образом, нормы фикха являются продуктом единогласного мнения сподвижников пророка и наиболее авторитетных исламских правоведов, и этот источник получил название «иджма».

А также нормы фикха — это теоретические конструкции, сформулированные по аналогии («кийяс»).

Другими словами, иджма – это нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников, а кийяс, в свою очередь – это суждение по аналогии при отсутствии обязательного правила.

Появление этих источников тесно связано с развитием исламского права — мусульманского правоведения, юриспруденции – фикха, или «исламского закона». Важно отметить, что это развитие идет одновременно с развитием исламской государственности.

Систематизация фикха началась еще в период Расцвета исламского права, когда, познакомившись с философскими и естественнонаучными трудами великих античных, персидских и индийских авторов, ученые–богословы стали подразделять источники на основные и дополнительные[239].

С этого момента в объективном смысле к мусульманскому праву и стало применимо понятие «фикх».

Судья принимает решение на основании сборников фикха (комментарии к священным текстам), имеющих силу закона. Мусульманское право практически сохранило казуистический характер. Судья не связан предыдущими решениями по аналогичным делам.

В установленных фикхом основах шариатского правосудия в центре – формально равное отношение судьи к участникам судебного процесса.

Практически все поступки человека в мирской области могут оцениваться как с религиозной точки зрения, так и с позиции судьи.

Судья-кади при этом учитывает только внешнее поведение человека, поскольку предполагается, что скрытый смысл поступков известен только Аллаху.

Можно выделить следующие особенности в соотношении шариата и фикха.

Совет

1) Шариат – единая совокупность предписаний, содержащихся в Коране и сунне («исламском законе» божественного происхождения). Предписания шариата имеют общий характер: они закладывают основополагающие принципы.

2) Формой исламского права является фикх-доктрина (или исламское законоведение, юриспруденция), в которой религиозная идея взаимодействует с правовым началом. Доктрина приобрела статус источника исламского права в результате поддержки со стороны государства.

3) Исламское право – не синоним шариата. К праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в собственном смысле – религиозное явление, именно через фикх в нем можно обнаружить отдельные правовые начала.

4) Общие принципы фикха являются ключевым звеном, соединяющим шариат с исламским правом, которое является юридическим по своему содержанию.

5) Через фикх-доктрину привязка к шариату обеспечивает исламскому праву авторитет в глазах мусульман.

6) В настоящее время основным источником действующего исламского права является нормативно-правовой акт, но фикх в значении доктрины продолжает играть роль материального (исторического) источника исламского законодательства.

7) В случае молчания закона сборники фикха остаются субсидиарным юридическим источником современного исламского права.

Ссылка на основную публикацию