Чему следует научить ребенка к 6 годам

Развитие детей в возрасте 6 лет. Что должен уметь делать ребенок в шесть лет? | Развитие ребенка

Чему следует научить ребенка к 6 годам

Перед школой шестилетний ребёнок должен обладать определённым перечнем навыков. Какие же способности и умения необходимы ребёнку в 6 лет для полноценного развития? Наличие определённых знаний помогает детям быстрее адаптироваться к школьной жизни, а умение применять их на практике будет способствовать комфортному общению со сверстниками.

Формирование личности у ребёнка в 6 лет

К шести годам жизни ребёнок уже не малыш, но ещё и не взрослый. Переломный момент, который возникает после детского сада перед школой, нередко беспокоит родителей.

Их волнует вопрос о том, что уже должен уметь их ребёнок.

К 6 годам ребёнок должен иметь представление о себе и своей семье.

Знать свое имя, отчество и фамилию, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии, домашний адрес.

В этом возрасте детей приучают к самообслуживанию.

Обратите внимание

Тревоги родителей по поводу того, как же ребёнок оденется, откроет и закроет входную дверь, дойдёт до школы и обратно, как сам разогреет обед, способны навредить формированию его самостоятельности.

Ребёнок в 6 лет должен быть социально-адаптированным к подобным вещам. Не нужно бояться его самостоятельности и препятствовать её развитию и появлению.

Шестилетки охотно помогают родителям, чувствуя тем самым свою значимость. Важно проявлять благодарность и разрешать ребёнку участвовать в домашних делах. Если малыш что-то делает не так — не ругайте, а деликатно поправьте.

Помните, мама и папа для малыша являются авторитетами. Он всё повторяет и старается сделать как лучше, даже если не всегда и получается. Можно попросить ребёнка вынести мусор, пропылесосить, помыть посуду, вытереть пыль, полить цветы, сходить за хлебом.

Все эти поручения малыш выполнит с радостью и особой гордостью.

Физиологическое развитие ребенка в 6 лет

  • Рост в пределах 110-121 см;
  • Вес в пределах 18-23 кг;
  • Наличие 20 зубов (молочных);
  • Размер одежды — 30; обуви — от 28 до 30.

6-летний ребёнок должен уметь:

  • Сохранять равновесие при ходьбе по бревнам;
  • Спускаться и подниматься по лестницам;
  • Пару раз подтянуться на турнике;
  • Играть в мяч руками и ногами;
  • Прыгать через скакалку, перепрыгивать через препятствия;
  • Правильно держать ручку, карандаш, фломастер;
  • Вырезать ножницами фигуры из бумаги;
  • Обладать навыками пластилиновой лепки и соленого теста;
  • Рисовать линии, волны и раскрашивать рисунки.

В этом возрасте важно развивать мелкую моторику. Такие упражнения, как выкладывание мозаики, собирание мелких предметов при помощи пинцета, вдевание нитки в иголку и т.д., помогут воспитать усидчивость и способность сосредотачиваться.

По мнению психологов, шестилетние дети правильно развиваются в интеллектуальном плане, если имеют одного-двух друзей, не комплексуют в кругу незнакомых людей, не стесняются отвечать на вопросы посторонних. Стоит обратить внимание на то, сможет ли ребёнок скопировать мимику лица, найти отличия в предметах, правильно назвать цвет, форму, величину предмета.

Помимо этого, к 6 годам дети должны уметь сосредотачиваться минимум на 15 минут, запоминать короткие стихи, песни, складывать картинки из паззлов. Езда на велосипеде, самокате также способствует развитию ребёнка.

Стоит отметить, что все дети разные и развиваются индивидуально. Важно научить ребёнка элементарным вещам и действиям, которые помогут ему адаптироваться к занятиям в школе.

Простые правила культурного общения, опрятный вид, усидчивость во время уроков, уважение и почтение ко взрослым людям, помогут ребёнку чувствовать себя комфортно в социальной среде. Наши дети — отражение нас самих.

Поэтому, что мы вложим в них до школы, с тем и столкнёмся в период взросления. Любите своих детей, обнимайте, поддерживайте и понимайте.

Что должны уметь мальчик и девочка в 6 лет: основные умения и навыки детей в этом возрасте

Чему следует научить ребенка к 6 годам

К 6 годам ребенок из малыша превращается в человека, способного осознанно совершать действия и объяснять свои поступки. К этому времени родители начинают выбирать своему наследнику учебное заведение и усиленно готовить будущего школьника к предстоящему обучению. Что должен уметь ребенок в 6 лет, чтобы у него не возникло проблем в школе?

Необходимые знания

В этот период дети легко осваивают новые навыки и совершенствуют ранее приобретенные. Часть информации они получают в дошкольном учреждении, однако основные умения приобретаются в повседневном общении с родными. Наилучший результат обучения дают уроки в игровой форме. В таблице описано, что должен уметь ребенок в 6 полных лет.

Уровень Знания, умения
Личные данные Место проживания Бытовые навыки Ориентация в окружающем мире Правила общения Животный и растительным мир Пространственная ориентация
Минимальный Имя, фамилия, имена родителей, братьев, сестер, возраст, свой пол Название города, адрес Уверенное использование столовых приборов, умение одеться и раздеться (от белья до верхней одежды), раскладывание игрушек и вещей по местам, мытье рук, купание, чистка зубов Составляющие суток (день, ночь, утро, вечер), времена года, дни недели, названия сезонов и их отличия Приветственные фразы (добрый день, до свидания), обращение к старшим (на Вы) Названия не менее 5 животных и птиц, отличия между домашними и дикими животными, понятие о растениях, показывать фрукты и овощи Право – лево, вперед – назад, далеко – близко
Доступный для данного возраста Отчество, имена бабушек, дедушек, тети и дяди, воспитателей, профессии папы и мамы Наименование страны, области или района, столицы, ближайших водоемов Мытье своей тарелки и чашки, вытирание пыли, полив цветов, разогрев пищи в микроволновке, сортировка одежды для стирки, вынос мусора Названия месяцев года Обращение по имени и отчеству Понятие о перелетных птицах, насекомых Знание сторон света

Дети до 7 лет должны научиться уверенно держать ручку и карандаш в руках. Они умеют рисовать простые образы (человечка, солнышко, цветок), разукрашивают картинки, могут обрисовать контуры по линиям. Дошкольники должны знать все основные цвета, отличать их оттенки.

Физическая активность

В этом возрасте ребенок не может долго усидеть на одном месте. Он очень подвижен, любит бегать и прыгать.

Мальчики в этом возрасте предпочитают подвижные коллективные игры, девочки знакомятся с «классиками» и скакалками. В теплое время года дети любят кататься на велосипеде.

Физиологическое развитие дошкольника можно оценить по его физической активности. В этот период ребенок легко способен делать следующее:

  • удерживать равновесие при ходьбе по бревну;
  • бегать вокруг препятствия, не задевая его;
  • перепрыгивать через невысокие бордюры;
  • уверенно прыгать на одной ноге;
  • ловить мяч;
  • бросать предметы одной рукой;
  • 2-3 раза подтягиваться на турнике;
  • играть в мяч ногами;
  • бегать по лестнице, переставляя ноги через 1 ступеньку.

У ребенка к этому времени хорошо развита мелкая моторика. Он рисует прямые и волнистые линии, самостоятельно делает аппликации, вырезает фигуры ножницами, лепит из пластилина и теста. В этот период уровень физической активности неразрывно связан с мозговой деятельностью. Активные движения способствуют улучшению кровоснабжения головного мозга.

Математические умения

Шестилетний ребенок должен обладать рядом базовых навыков по математике. Некоторыми из них, например, умением различать геометрические фигуры, учат с 4 лет. Однако к 6 годам объем знаний значительно увеличивается. Развитие ребенка предполагает наличие следующих математических знаний в 6 лет:

  • Счет от 1 до 10 и обратно. Ребенок способен освоить цифры до 20. Также нередко дошкольники умеют складывать и вычитать однозначные цифры.
  • Сравнивание количества предметов в пределах 5.
  • Осознание значений «больше», «меньше», «равно».
  • Рисование квадрата, круга, треугольника.
  • Визуальное восприятие различных числовых знаков. Не все дети могут в 6 лет писать цифры, однако они должны суметь найти их в тексте.
  • Решение простых задач на примере наглядного материала. При разделении кубиков на две части ребенок сможет вычислить, сколько предметов в каждой из них.

Развитие речи

К данному возрасту дети должны выговаривать все буквы. Если существуют проблемы с произношением звуков, следует обратиться к логопеду. Речь ребенка связная, он может высказывать свои мысли, используя сложные предложения. Дошкольник может принимать активное участие в диалоге, развивается его способность произносить монологи. Дети также умеют:

  • пересказывать услышанное, описывать увиденное;
  • составлять рассказы из 5 предложений;
  • находить слова, противоположные по значению (светлый – темный, мягкий – твердый);
  • запоминать и рассказывать скороговорки;
  • выражать эмоции через интонацию;
  • называть предметы в единственном и множественном значении;
  • образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов;
  • разделять слова по слогам;
  • находить синонимы.

Для развития речи ребенка родителям нужно читать ему сказки и рассказывать истории. После услышанного необходимо просить малыша пересказать наиболее понравившиеся моменты. Следует предлагать ребенку придумать другое окончание сказки.

Память и внимание

Дошкольники должны легко запоминать стихи из 8 строк и более. Если во время игры взрослый прячет одну из игрушек, ребенок сможет назвать, какой предмет исчез и где он стоял до этого. Также ребенок умеет различать звуки по памяти. Например, он запоминает, как гудит холодильник, отличает звук дверного звонка от обычного колокольчика. В этот период малыш способен узнавать песни.

Для развития памяти и внимания можно играть с детьми в «слова». Нужно назвать 10 слов и попросить малыша сказать, что он запомнил. Всего ребенку дается 5 попыток, перед каждой из которых следует повторять сказанное. Хорошим показателем является умение повторить услышанное без ошибок с 4 попытки.

Социальные навыки

Шестилетний малыш должен уметь отвечать на вопросы взрослых четко и без стеснения. В норме у него к этому возрасту появляются 1-2 постоянных друга. Однако в норме круг общения ребенка намного шире. Следует учитывать, что дети, посещающие дошкольное учреждение, быстрее адаптируются в новом окружении. Основные социальные навыки дошкольника:

  • умение участвовать в коллективных играх;
  • желание помогать сверстникам, младшим детям, взрослым;
  • проявление уважения к окружающим;
  • самообслуживание (одевается, убирает за собой).

В этот период дети учатся отстаивать собственную точку зрения и находить компромиссы. Родители могут научить своего наследника признавать и исправлять свои ошибки, правильно воспринимать успехи и поражения. Если ребенок не посещал детский сад, следует отдать его в интересную секцию, где он отточит навыки общения с незнакомыми людьми.

Подготовка к школе

При подготовке к школе родителям нужно уделить внимание режиму дня ребенка. Необходимо, чтобы он привык вставать, ложиться, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время суток. Основная подготовка к школе происходит дома вместе с родителями. Занятия нужно проводить в игровой форме. Следует приступать к обучению только тогда, когда будущий школьник находится в хорошем настроении.

Следует заниматься 2 раза в день, каждое занятие должно длиться 20 минут. Обучение дошкольника заключается в следующем:

  • Обучение алфавиту. Перед школой ребенок должен знать все буквы и показывать их на обучающих картинках (подробнее в статье: что должен знать ребенок, идя в первый класс?).
  • Тренировка руки к письму. Необходимо приобрести для дошкольника специальные прописи, в которых он будет учиться выводить части букв, не выходя за отведенные линии.
  • Формирование речи. Дошкольнику нужно предлагать пересказывать сказки или составлять собственные короткие произведения.
  • Расширение математических познаний. Нужно научить ребенка решать простые задачи на сложение и вычитание. Развивать навык можно в процессе совместных посещений магазинов, где малышу будет предложено посчитать сдачу. Также необходимо научить ребенка писать цифры от 1 до 10.
  • Развитие творческого мышления. Творчество развивается в процессе создания поделок из различных материалов.
  • Обучение логике. Для этого можно использовать специальные развивающие игровые наборы, в которых требуется убрать лишнюю карточку или расположить картинки по смыслу.
  • Тренировка памяти и внимания.

Развитие мальчиков и девочек

В 6-7 лет дети четко осознают свою принадлежность к полу. Мальчики особое внимание обращают на поведение папы, а девочки подражают маме. Отличаются увлечения и предпочтения детей. Будущие женщины предпочитают играть в спокойные игры с небольшими игрушками. Взрослеющие мужчины любят лазать по деревьям, прыгать и бегать в ускоренном режиме, играть с мячом.

В процессе подготовке к школе девочки быстро усваивают письмо, чтение и речевые навыки. Мальчикам легче даются математика и логические задания. Девочки более эмоциональны, а представители сильного пола стараются скрывать свои переживания.

Развитие ребенка в 6 лет: от 6 до 7

Чему следует научить ребенка к 6 годам

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Развитие ребенка в 6 лет тесно связано с его интенсивным ростом, социализацией, совершенствованием интеллектуальных навыков. Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны, тело их вытягивается вверх, изменяются пропорции.

Они уже сформировались, как личности, имеют свои взгляды на окружающий мир. Все четче заметна разница в поведении мальчиков и девочек. В своей познавательной деятельности малыши неутомимы.

Задание родителей направить в правильное русло их способности и подготовить детей к школе.

Особенности развития ребенка в 6 лет

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода.

Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры.

Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

https://www.youtube.com/watch?v=NwcyQMO-hhM

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук хорошо развита

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Умственное развитие детей в 6 лет

Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи.

Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия.

Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.

Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки. Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные.

Важно

Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов. Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых.

Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.

У ребенка хорошо развита память

На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться.

Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом.

Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут.

Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.

Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу.

Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности.

Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.

Готовность ребенка к школе

Через несколько месяцев малыш пойдет в школу. Как родителям узнать, готов ли он к учебе? Что должен знать и уметь дошкольник в 6 лет? Личностная готовность проявляется в ребенке разными признаками.

Дети становятся более ответственными, они способны выполнять сложные поручения, проявляют большую внимательность на занятиях. Дошкольники хотят занять новую социальную ступень среди своих сверстников и чуть младших детей.

Ведь поход в первый класс делает их особенными, более взрослыми и важными.

Одним из признаков готовности к школе является самооценка. Она не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Для нормального развития самооценки в ребенке родители должны хвалить его за правильно сделанную работу, мягко указывать на ошибки, просить самостоятельно их исправить.

Не менее важной является способность нахолодить общий язык с другими детьми и взрослыми, строить отношения с новыми людьми. Шестилетка должен уметь преодолевать трудности, быть настойчивым в выполнении сложных заданий, уметь поддерживать порядок на рабочем месте.

Вот основные навыки, которыми должен владеть дошкольник в 6 лет:

  • Обобщать предметы по их основных признаках, исключать лишние из логических рядов
  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, пирамида)
  • Различать и называть до десятка цветов
  • Знать алфавит (желательно)
  • Рисовать несколько печатных букв
  • Раскрашивать раскраски, не выходя за контуры
  • Уметь коротко пересказать содержание сказки
  • Описать словами картинку
  • Различать направления – вверх и вниз, вправо и влево, знать, где правая и левая рука (нога)
  • Знать дни недели, времена года, уметь определять время по часам
  • Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Перед школой все дети должны пройти консультацию у психолога. Существуют специальные тесты, с помощью которых специалист определяет насколько дошкольник готов к обучению, диагностирует признаки отставания в развитии.

Если готовность его низкая, психолог может посоветовать дополнительные занятия, помогающие усовершенствовать навыки. Особенности возрастного развития у каждого малыша разные. Потому не стоит переживать, впереди у вас еще год.

Если норма развития у ребенка не нарушена, он успеет догнать своих сверстников.

Как подготовить ребенка к школе правильно

Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой

  • Грамотная речь
  • Математика и счет
  • Музыкальное и творческое восприятие мира
  • Развитие логики

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы.

Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми.

Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.

Совет

Математические способности и логическое мышление в ребенке хорошо развивают простые задачки. Дошкольнику намного легче дается счет, сложение и вычитание, если оно имеет под собой практическую основу. Играйте с малышом в магазин, пусть самостоятельно считает деньги, необходимые для покупки, отсчитывает сдачу.

Девочек можно приучать к кухне, поручая им измерить сколько продуктов необходимо для приготовления того или иного блюда. Мальчики могут пересчитывать свои машинки, определять сколько у них деталей, как быстро они могут ездить, и сколько километров проедут за час. Таблица умножения им пока еще не нужна, но дома на стенке ее можно повесить.

Дети будут пассивно запоминать основные примеры.

Видео и фотоВсе видео и фото

Обязательно занимайтесь с детьми творчеством. Разукрашки, альбомы для рисования, карандаши и краски должны быть в арсенале обучающих материалов. Многие дошкольники проявляют способности к изобразительному искусству, рисуют в шесть лет великолепные картины.

Лепка из пластилина, аппликации, оригами помогут совершенствовать мелкую моторику пальцев, развивать координацию движений. Попробуйте научить кроху держать карандаш и ручку в обеих руках. Такой способ обучения укрепляет в мозге связи между двумя полушариями.

Дети, которые более-менее хорошо владеют обеими руками, лучше учатся.

Важное место в подготовке к школе занимает правильный режим и физические упражнения. Развивать выносливость в ребенке помогают длительные прогулки, походы, занятия в спортивных секциях. Дети должны вовремя ложиться спать, так как скоро им придется рано вставать. Обратите внимание на питание дошкольника.

В его рационе должно быть достаточное количество овощей и фруктов, мяско, рыбка, молочные продукты. Не стоит злоупотреблять сладостями, шоколадом. Есть шестилетка должен четыре раза в день, в одно и то же время. Не балуйте его перекусами, потому что они портят аппетит и могут привести к избытку массы.

Что должен знать и уметь ребёнок в 6 лет: особенности мышления и развития ребёнка

Чему следует научить ребенка к 6 годам

Достигая шестилетнего возраста, ребёнок обретает статус дошкольника. Это очень ответственный и сложный период в жизни не только ребёнка, но и его родителей.

Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребёнок обладал рядом знаний и навыков перед поступлением в первый класс.

Существует ряд правил, по которым оценивается психическое, эмоциональное и физическое развитие дошкольника шести лет.

Родителям хочется гордиться своим чадом и поэтому они часто стремятся узнать, а не отстаёт ли их ребёнок от развития своих сверстников. Что должен знать ребёнок в 6 лет:

  1. Основные знания. В этом возрасте малыш должен знать свою фамилию, имя и отчество. А также с лёгкостью называть имена своих родителей, домашний адрес и номер домашнего телефона (или одного из родителя). Очень важно, чтобы дошкольник мог отвечать на эти вопросы. Так как, если потеряется во время прогулки, он смог бы ответить на эти вопросы, тем самым помочь себя найти.
  2. Дополнительные знания. Дошкольник уже должен ориентироваться в датах, месяцах и в днях недели, различать времена года, определять время по электронным часам. Ребёнок шести лет должен помнить все основные цвета радуги и не путать «лево» и «право». Должен понимать для чего горит красный (стой), зелёный (идти) цвет на светофоре.

Особенности мышления ребёнка в 6 лет

Мышление ребёнка в этом возрасте часто нелогичное, но в то же время образное и живое. Безусловно, многие знания малыша зависят от того, как и сколько занимались с ним. Но в 6 лет он уже сам способен понимать, замечать и узнавать, делать выводы. Что должен уметь ребёнок в 6 лет:

  • хорошо ориентироваться в пространстве и довольно быстро приспосабливаться к новым местам;
  • обладать начальными знаниями о географии – знать название страны, где живёт и называть названия других государств и их население (Россия – русские, Франция – французы);
  • уметь полностью или частично определять время по стрелочным часам;
  • находить 10 малозаметных отличий на картинках;
  • сравнивать вещи по длине и высоте, глубине и ширине;
  • рисовать печатные буквы (дети шести лет, как правило, не умеет рисовать прописью).

При оценке мыслительных процессов ребёнка, специалисты ориентируются не только на его общие знания, но и на отдельные критерии.

Логическое мышление

Логика к этому возрасту активно развита, часто родители удивляются суждениям ещё вчерашнего карапуза. Он уже точно и ясно излагает свои мысли, следит за правильным ходом своих рассуждений. Дети шести лет любят лёгкие, логические загадки и ребусы и способны сами выдумывать забавные задачки. Малыш умеет:

  • подбирать слово к группе предметов (мебель – стол, кровать) и наоборот;
  • находить лишнее слово в ряду предметов (кот, собака, шкаф, птица) и составлять такие ряды самостоятельно;
  • находить следственно-причинные связи в окружающих событиях;
  • легко делать выводы и обобщать из увиденного явления или услышанного диалога.

Образное мышление

В 6 лет дети начинают разнообразно творчески мыслить, работают не по шаблону, в их мыслях возникают личные и красочные образы. Так получаются фантастические животные из пластилина, рисуются удивительные и красочные узоры. Из кубиков и конструктора они сооружают всевозможные строения по схеме, а иногда с помощью своего воображения.

В этом возрасте они любят возиться с песком. Но уже строят из него города и замки с тоннелями и подземными ходами. Украшают созданные ими сказочные пруды и сады природным материалом.

Услышанные рассказы и сказки ребёнок может пересказать, а иногда и дополнить выдуманными подробностями. Это не говорит о том, что он их не слушал, забыл или перепутал. Это указывает на хорошо развитую фантазию и творческое мышление.

Что должен знать ребёнок в 6 лет об окружающем мире

Сведения о мире довольно широки и всегда пополняются новой информацией, которые дошкольник получает во время прогулок, из общения со взрослым, из картин и книг.

  • знать все предметы и без проблем указывать, называть их;
  • с помощью описания основных отличительных качеств и черт, угадывать предмет или явление;
  • самостоятельно находить важные составляющие в явлении или предмете;
  • хорошо знать представителей животного мира и может назвать их детёнышей;
  • различать диких и домашних животных, перелётных и зимующих птиц;
  • знать названия и различать деревья, кустарники, находить и показывать их;
  • называть по порядку дни недели, месяцы и времена года.

Физические способности

Шестилетний ребёнок очень активный и подвижный, он редко спокойно сидит на месте. Очень любит игры, в которых нужно бегать и прыгать. Хорошо владеет телом, развита координация и точность движений. В физическом плане умеет:

  • долго ходить по перекладине и бревну;
  • быстро и легко подниматься по лестнице;
  • в высоту и длину перепрыгивать через видимые препятствия;
  • долго стоять и прыгать на одной ноге;
  • хорошо управлять мячом.​

В 6 лет ребёнок уже полностью контролирует движения рук и пальцев, управляет ими точно и слаженно. Что он должен уметь:

  • правильно и хорошо держать кисточку, ручку, карандаш;
  • лепить разные (сложные) фигурки из пластилина с применением мелких материалов для создания деталей (глазки, хвостик, лапки);
  • под присмотром взрослого вырезать фигуру по контуру;
  • находить и собирать мелкие предметы пальцами;
  • вдевать в иголку нить и пробовать пришивать пуговицу;
  • рисовать волнистые и прямые линии, не отрывая ручки от листка;
  • дорисовывать правильный рисунок (симметричный) по клеточкам тетради.

Знания школьных предметов в дошкольном возрасте

Для успешного обучения в школе ребёнок должен обладать определёнными умениями и знаниями.

Математические знания

Ребёнок в 6 лет должен обладать следующими знаниями и умениями по математике:

  • легко считать до 10 и обратно (можно больше);
  • пересчитывать предметы в пределах знакомых чисел;
  • знать графическое отображение чисел и уметь их перерисовывать самостоятельно;
  • считать количество предметов и сравнивать их в пределах 4–5 единиц;
  • с помощью наглядного материала уметь считать лёгкие примеры на вычитание и сложение;
  • знать сложные и лёгкие фигуры (геометрические), уметь рисовать их на бумаге.

Письмо и рисование

К приходу в первый класс малыш должен уметь:

  • самостоятельно и правильно держать ручку, карандаш, правильно действуя пальчиками и не путать руку;
  • рисовать прямые линии, квадраты, круги и треугольники;
  • изображать красивые волнистые линии;
  • рисовать лёгкие рисунки (дерево, цветок, дом, человек);
  • хорошо закрашивать рисунок, не выходя за контур и подбирать нужные цвета для него;
  • аккуратно вести карандаш по штриховке, не выходя за границы.

Чтение

Раньше детей учили буквам в школе, то сейчас почти все детки приходят в первый класс и уже хорошо знают алфавит. Многие умеют читать по слогам, делить слова на слоги, запоминать и пересказывать прочитанное.

Современные методики позволяют легко обучить чтению даже трёхлетнего ребёнка. Именно с этого возраста мозг малыша начинает впитывать информацию в любом объёме.

Социальная адаптация

Социальные способности вырабатываются в основном во время игры. Как правило, малыш внимательно выслушивает и следует правилам, иногда ожидая очерёдность.

Навыки самообслуживания полностью сформировались. Он самостоятельно выполняет все гигиенические процедуры. Помогает родителям накрывать на стол, убирать со стола. Не стоит мешать его энтузиазму, а, наоборот, нужно всячески поощрять. Навыки, приобретённые через помощь взрослым, запоминаются быстро и входят в привычку.

Малыш шести лет уверенно чувствует себя в обществе взрослых и с удовольствием отвечает на их вопросы. На прогулке легко знакомиться с другими детьми. В 6 лет появляются первые и настоящие друзья, с которыми он будет продолжать общаться по мере взросления.

Обратите внимание

Очень важно обучить малыша правильно вести себя в спорных моментах (уступать, находить компромисс, следить за своим поведением). Он должен признавать и понимать свои ошибки, уметь сочувствовать и помогать.

Ребенку 6 лет- что нужно знать об этом возрасте

Чему следует научить ребенка к 6 годам

Читайте: Развитие ребенка в 5 лет.

Вместе с воспитанием и активным развитием сына и дочки в период завершения дошкольного возраста перед родителями возникает очень важный вопрос – отдавать ли ребенка в школу? Какие особенности воспитания детей 6 лет могут свидетельствовать о готовности к этим кардинальным переменам в жизни?

Важными критериями в пользу этого решения становится физическое развитие, интеллектуальные способности, логика – дети 6 лет любят играть, решать несложные задачи. Они внутренне готовы к новому взаимодействию и расширению круга общения в школе. Им легче перешагнуть эту черту вместе со своими сверстниками и адаптироваться в новой социальной среде.

В этом возрасте дети не просто хорошо знают название предметов и явлений,

Выбрать предметы для школы.

Особенности воспитания детей 6 лет.

но и способны давать им оценку, выражать свое отношение и классифицировать по различным критериям. Легко усваивая новые знания, ребенок в 6 лет достигает нормы развития, даже в случаях преждевременного рождения и соответствует уровню подготовки к школе.

Особенности воспитания детей 6 лет проводится в разных направлениях и включает в себя познавательное и речевое развитие, художественно-эстетический и социально-коммуникативный уровень, физическую подготовку. Главная задача дошкольной подготовки – создать благоприятную почву для того, чтобы дети могли с легкостью осилить любой преподаваемый предмет в школе и овладеть необходимыми знаниями.

Фундамент всесторонне развитого человека закладывается в дошкольном возрасте. При этом в воспитании стоит придерживаться золотой середины. Если ребенок хочет научиться читать и считать, нужно не ограничивать его в этом стремлении, и вместе с тем, при отсутствии желания не заставлять учить, а использовать элементы игры.

Готовность к школе детей 6 лет.

Дети 6 лет способны уже сосредоточиться не только на играх и занятиях, привлекательных для них, но и на предметах, которые потребуют повышенного внимания и волевых усилий.

Ребенок в 6-летнем возрасте легко отвлекается от основного занятия, не всегда усердно выполняет порученное дело. Со временем к игровым интересам добавляются познавательные функции.

Он осваивает необходимые навыки и совершенствует их в повседневной жизни, начинает следить за своим внешним видом, становится более аккуратным, старается помочь по хозяйству.

Полную готовность к школе детей 6 лет можно определить по физическому развитию, интеллектуальной подготовке, а также способности, не отвлекаясь, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение 30 — 40 минут. Ребенок 6 лет еще не всегда бывает достаточно внимательным. Однако он очень стремится к новой социальной роли, придающей взрослость, подражает значимым для него взрослым и друзьям старшего возраста.

Готовность детей к школе можно определить простыми тестами по математике, логике, развитию речи. Также следует определить основные навыки обихода, познания окружающей среды.

В области математики ребенок 6-летнего возраста может правильно выполнять простейшие действия:

Ребенок 6 лет может также решать логические задачи. Они помогают развивать память, внимание и мышление.

  1. Составить небольшой рассказ по детским картинкам, придумать историю, сюжет по рисункам и логический конец;
  2. Выявить общие закономерности для перечня схожих предметов и убрать лишние составляющие;
  3. Составить главный признак для определенных предметов, разделить фигурки в соответствии с формой, применением, назначением.

Важным критерием является отношение к окружающей внешней среде, знание названий явлений природы и окружающих строений, предметов, а также животных и людей.

  1. Какие имена сказочных героев, названия понравившихся сказок, книжек, игр, мультфильмов;
  2. Как зовут маму, папу, дедушку, бабушку, сколько им лет и где живут, в каком городе;
  3. Как называются окружающие вещи в интерьере, мебель, приборы, одежда, цветы, растения;
  4. Какие домашние питомцы проживают вместе с семьей ребенка, как зовут любимцев, сколько их;
  5. Какими бытовыми приборами умеет пользоваться ребенок самостоятельно.
  • Умеет ли ребенок поднимать трубку и отвечать на звонки, самостоятельно звонить по телефону;
  • Сможет ли сам завязать шнурки, застегивать на одежде пуговицы, привести себя в аккуратный внешний вид;
  • Умеет ли следить за состоянием ногтей, ежедневной прической, одеждой, может ли быть опрятным, не вымазываться в грязь и пачкать других детей; ( Развитие самостоятельности у детей)
  • Может ли адекватно вести себя во время обеда за столом, пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, мыть руки до и после приема пищи;
  • Знает ли сегодняшнее число, месяц, год, очередность дней недели;
  • Какие бывают цвета у светофора и что они обозначают;
  • Сможет ли продеть нитку в иголку и пришить себе пуговицу и другие.

При проверке готовности к школе детей 6 лет, особое внимание следует обратить на развитие речи, она должна быть четкая, выразительная, с чистым произношением звуков, правильным построением фраз.

Ребенок может рассказать выученные наизусть стихи, пересказывать сказки, литературные произведения.

Он использует разные интонации для выражения своих эмоций, отличает вопросительные и повествовательные предложения.

Что должен уметь ребенок в 6 лет

Чему следует научить ребенка к 6 годам

Шестилетние дети – это уже дошкольники, в жизни которых наступает первый, наиболее важный и ответственный период. Ведь от того, насколько серьезно будет подготовлен малыш к школьным занятиям, зависит многое, в том числе, и само зачисление.

Поэтому родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 лет, а его различные умения оцениваются по целому ряду критериев.

Но помните, что навыки и знания не берутся из воздуха, с ребенком нужно заниматься, чтобы он соответствовал возрастным нормам.

Физиологические особенности возраста

К шести годам у детей форма позвоночного столба идентична его форме у взрослого человека. Повышенная подвижность связана с ускоренным развитием мышечной системы, но пока еще в скелете много хрящей и окостенение некоторых участков не завершено. В связи с этим на него идет большая нагрузка, поэтому мамам и папам необходимо следить за играми ребенка, его движениями, состоянием осанки.

Все физические действия должны соответствовать силе малыша и не перегружать его. Важно, чтобы кровать его была ровной и достаточно жесткой, во избежание искривлений позвоночника. Развитие ребенка в 6 лет предполагает более глубокое и медленное дыхание, поскольку совершенствуется ткань легких и дыхательная мускулатура.

В то же время, расположение ребер у него становится таким же, как у взрослого. Особое внимание родителей должно уделяться зубам малыша – в этот период выпадают молочные и начинают формироваться постоянные зубки. Ребенок должен научиться правильно ухаживать за ними, а если появляются проблемы, устранять их нужно сразу.

Важно

Более выносливым становится сердце, увеличивается его размер, оно интенсивнее сокращается. Но пока еще оно не приспособлено к тяжелым физическим нагрузкам, и это надо учитывать. Значительной степени развития достигает нервно-психическая деятельность, что положительно влияет на интеллект.

Дети этого возраста хорошо понимают различия живой и неживой природы, легко объединяют предметы одной группы. Малыши довольно легко поддаются убеждению со стороны взрослых, так как в шесть лет все более активизируются процессы торможения и возбуждения.

По сравнению с пятью годами, шестилетние девочки и мальчики вырастают примерно на 6 см, рост их может составлять от 110 до 121 см. Конечно, на этот показатель влияет не только генетически заложенные данные, но и физическая активность, рацион питания. Поэтому беспокоиться родителям стоит только при значительных отличиях от нормы.

Если в 6 лет ребенок подвижен и активен, это благотворно сказывается на обменных процессах организма, в то же время повышая умственные способности. Хорошо, если родители позаботятся о том, чтобы привить малышу любовь к спорту.

Можно записать его в спортивную секцию, разумеется не в ту, которая нравится папе или маме, а именно ребенку. Это позволит ему всегда поддерживать здоровье, укрепит иммунитет и улучшит работу мозга.

Можно выбирать любые виды тренировок, связанные с бегом и прыжками, так как к этому времени сын или дочь уже имеют отличную координацию, сохраняют равновесие, а движения их отличаются уверенностью.

Если рассматривать, что должен уметь делать малыш шести лет, можно отметить следующие действия:

  • прыгать в длину и высоту;
  • преодолевать различные препятствия;
  • полностью овладеть игрой с мячом – кидать и ловить его, не промахиваясь;
  • в пределах десяти раз подтягиваться на перекладине или турнике;
  • со скоростью подниматься по вертикальной шведской стенке;
  • достаточно долго стоять или прыгать на одной ноге;
  • уверенно ходить по бревну.

Отличных показателей в этом возрасте достигает и моторика рук – все движения становятся более точными и слаженными, благодаря чему ребенок может:

  • рисовать более сложные изображения, правильно подбирая цвета;
  • лепить из пластилина животных и человечков, создавая образы, состоящие из мелких деталей;
  • пришивать пуговицу, предварительно продевая нитку в иголку;
  • аккуратно вырезать из бумаги необходимые контуры;
  • без труда использовать письменные принадлежности и кисти.

Лексикон ребенка к шести годам достигает 3, 5 тысяч слов. Его легко понять всем, а не только папе с мамой. Многие дети, благодаря занятиям с родителями, уже умеют читать, знают все буквы, но нормой это является не для всех, так что взрослым не надо расстраиваться.

Основные речевые навыки:

  • применение всех частей речи;
  • использование причастных оборотов, сложных предложений;
  • владение местоимениями, уменьшительно-ласкательными словами и превосходной степенью прилагательных, а также антонимами и синонимами;
  • контролирование эмоциональной составляющей языка с помощью интонаций;
  • четкое произношение всех букв, включая «Р»;
  • деление слов на слоги, построение довольно сложных в плане синтаксиса словесных конструкций.

Ребенок должен уметь в шесть лет не только поддерживать диалог, но и произносить монологи в виде рассказов, словесного описания событий – это способствует максимальному развитию устной речи, столь важной при подготовке к школе.

Мышление, логика, интеллект

Мыслительные способности шестилетних детей обладают особой живостью воображения и часто далеки от стандартов. Это всегда говорит о том, что взрослые занимались с малышом, много с ним разговаривали, давали ответы на самые разные вопросы.

Благодаря этому, такие дети обладают многими умениями:

  • они легко определяют время по часовым стрелкам;
  • находят 10 и более отличий на двух похожих картинках;
  • могут делать сравнения предметов по их размерам;
  • свободно ориентируются в пространстве;
  • уверенно ведут себя в малознакомых местах;
  • знают азы географии;
  • рисуют и пишут буквы в печатном виде.

Суждения их отличаются логичностью, что сказывается в любви к разного рода загадкам и ребусам, более того, они уже могут самостоятельно придумывать подобные головоломки, помимо того способны:

  • найти причины и следствия некоторых явлений окружающего мира;
  • отыскивать обобщающие признаки у, казалось бы, разных предметов;
  • делать далеко идущие выводы при оценке услышанных слов или увиденных действий.

О росте интеллектуальных и умственных возможностей малыша может говорить и его способность все замечать, а также его сообразительность и смекалка при решении любых бытовых проблем.

Как подготовиться к школе

Что должен уметь ребенок в 6 лет, если он уже способен размышлять и делать выводы? По причине усиления мыслительных процессов, он может начинать систематизировать свои знания, а для этого ему пора обучаться на более серьезной основе. Тем более что психика его уже развита и далее она будет только совершенствоваться.

Поэтому уроки по 15-20 минут с перерывами-пятиминутками в этом возрасте желательны. Именно столько времени продолжается концентрация внимания, после чего детям необходим короткий отдых.
Еще один важный вопрос – что должен уметь ребенок перед школой, и конечно, это знание цифр и умение ими апеллировать.

Чтобы на собеседовании малыш сумел пройти предложенные ему испытания, он должен:

  • вести счет до 10 и обратно;
  • знать и писать цифры, хотя бы в печатном виде;
  • производить несложные вычисления на сложение и вычитание;
  • знать визуально, а также уметь назвать и нарисовать простые и сложные геометрические фигуры, показанные на картинке;
  • уметь определять количество предметов, в пределах десяти или больше.

Не менее важным аспектом является представление малыша об окружающей его среде. Такие знания могут приходить не только из детских книг или энциклопедий – они могут быть почерпнуты из прогулок, картинок, фильмов, рассказов взрослых.

Так постепенно развивается образное мышление малыша, которое в недалеком будущем позволит ему творчески относиться к любым школьным занятиям – ведь в основе будет лежать исследовательское отношение и жажда познания, делающая обучение более качественным.

Желательно, чтобы перед поступлением в школу малыш имел следующие навыки:

  • мог по описанию назвать любой предмет или живой объект (для этого есть интересная игра-тренировка «Узнай, кто я»);
  • умел определить разных животных, рыб и птиц по их отличительным чертам;
  • различал деревья, кустарники, цветы;
  • отличал домашних и диких зверей;
  • хорошо разбирался во времени, включая такие понятия, как день и месяц, минута и час, сезоны года.

Для того чтобы поступление в школу прошло гладко и малыш чувствовал себя комфортно в этом незнакомом месте, он, к тому же, должен быть социально адаптирован.
Это означает:

  • что ребенок должен проявлять внимание к словам своих ровесников и взрослых, уметь их выслушать и ответить на поставленный вопрос;
  • проявлять терпение, когда необходимо подождать;
  • помогать окружающим и уметь налаживать с ними контакт, не проявляя агрессии;
  • уверенно чувствовать себя, как среди знакомых, так и незнакомых людей.

Родители должны научить малыша вести себя открыто и дружелюбно, оставить стеснение, которое может сильно осложнить ему процесс обучения. Кроме того, в трудных ситуациях, ребенок должен находить компромисс, осознанно относится к своим поступкам, контролировать свои эмоции, так как они еще очень сильны.

Шестилетние девочки и мальчики

Различия в умениях мальчиков и девочек в этом возрасте, конечно, есть, но они не так заметны, как различия в их поведении. Что нужно уметь в 6 лет девочке? Невзирая на большой заряд энергии, девочки предпочитают более спокойные игры и общение, к тому же в преддверии школы, девочки гораздо быстрее запоминают цифры, быстро учатся письму, у них лучше развита речевая функция.

В начальных классах они будут превосходить мальчишек по многим дисциплинам, вплоть до подросткового возраста, когда наступит время их доминирования, особенно в математических предметах и точных науках. Если же это мальчик, уметь в 6 лет он может многое из перечисленного, особенно касающееся физических данных, взаимоотношений между людьми.

Также в этот период у него прекрасно развито чувство пространства.

Чтобы подготовить своих детей к школьным урокам, а обучение проходило успешно, папам и мамам придется позаниматься с ними такими предметами, как:

  • математика;
  • чистописание;
  • чтение.

Для освоения арифметики можно использовать математические раскраски, карточки с числами, головоломки, специальные программы и даже мультфильмы.
Для чтения и правописания можно применять тренажеры, которые оснащены графическими шаблонами (сеткой с наклоном), пособия Е.Ф. Бортникова для грамотного письма (для детей 5-6 лет), букваря Н.Жуковой.

Помимо этого, полезно, чтобы малыш использовал логические игры, которые были бы для него интересными и понятными. Для развития кругозора важно водить ребенка в музеи, на выставки, знакомить с географическими достопримечательностями с помощью буклетов, научно-познавательных фильмов, книг.

Занятия должны проходить по отведенному распорядку:

  • начинать их можно, спустя полчаса после завтрака;
  • вначале следует учить письму, счету, решению логических задач;
  • можно делать перерывы до 15-20 минут, если малыш устал, в это время он волен заниматься своими делами;
  • далее необходимы уроки по развитию кругозора, на таких занятиях самым важным является обсуждение разных тем, и малыш должен активно высказывать свое мнение;
  • после очередной паузы, которая длится не менее 40 минут, приступают к урокам чтения;
  • в конце занимаются рисованием, музыкой, одним словом, любым творческим процессом;
  • нельзя забывать о том, что малыш должен успевать играть, бывать на прогулках, заниматься физическими упражнениями.

Вечером и, непосредственно перед тем как ложиться спать, любые уроки нежелательны, так как ребенок должен отдохнуть перед сном, иначе перегрузка может вызвать нарушения сна и другие проблемы.

Относясь со вниманием к тому, что должен уметь ребенок в 6 лет, родители смогут задать нужное направление для всестороннего развития своего малыша и подготовят его к большинству трудностей, ожидающих при поступлении в школу. Такой подготовительный период даст ему возможность успешного старта и дальнейшего освоения необходимой информации.

Ссылка на основную публикацию