Обогнуть край света. Мыс Горн..

Обогнуть край света. Мыс Горн.. | OUTLOOKДля моряков обогнуть мыс Горн, находящийся на самом юге Аргентины, – успех, равный покорению Эвереста для альпинистов. Не сосчитать кораблей, которые пытались укротить его, а в итоге нашли здесь свое последнее пристанище. Бросить вызов исполинским волнам, ураганному ветру и пронестись под парусами вокруг «старого людоеда» впервые удалось 29 января 1616 года.

Не сосчитать кораблей, которые пытались укротить его, а в итоге нашли здесь свое последнее пристанище. Ни один капитан, направляясь в сторону острова, не знал наверняка, сохранит ли он свою команду и свое судно

Угрюмая и холодная часть южноамериканского континента, называемая Огненной землей, является архипелагом из сотен островов. На одном из них и расположился мыс Горн, также известный как «край света». Солнечная погода в этой местности – редкость, которую приходится ждать месяцами. Во все остальное время здесь властвуют туманы, дожди и шквальные ветра. Вечно серое небо сливается с мрачным морем, разлитым вокруг острова, создавая впечатление одного целого. Судьбы моряков решаются без их участия, подчиняясь только могущественной силе стихии.

Открытие мыса, как и многих других географических объектов, произошло совершенно случайно. Неутомимые голландцы отправились в очередную экспедицию в поисках новых торговых путей к Индии. В конце весны 1615 года два корабля – «Хорн» и «Эндрахт» – с группами купцов на борту вышли из гавани, которая дала название первому судну. Спустя полгода скитаний по морским просторам командам довелось причалить к суше, дабы освободить движущие механизмы от налипших ракушек и водорослей. В процессе чистки с применением огня возник пожар, и первый корабль сгорел дотла. Несмотря на такую потерю, плаванье решили продолжить на уцелевшем судне.

Через полтора месяца поисков новых «морских трасс» корабль добрался до Магелланова пролива, где он и был подхвачен разыгравшимися ветрами. Неконтролируемая стихия отнесла его в пролив Дрейка, который своими водами «окольцовывает» мыс. Капитан «Эндрахта» Виллем Схаутен тут же оставил пару строк в своем путевом дневнике, рассказывающих о том, как они обошли огромную глыбу, внезапно вынырнувшую из гигантских волн, так и норовящих перевернуть парусник, и об открытии нового торгового маршрута. Так на морских картах дорисовали новую локацию, названную в честь родины руководителя экспедиции. А все члены команды полноправно украсили свое левое ухо золотой серьгой, положив начало традиции, позволяющей носить подобный аксессуар морякам, обогнувшим «край земли».

По истечении нескольких сотен лет в результате заметной эволюции морской техники торговый путь, лежащий вблизи Горна, стали использовать в случаях, когда гигантских размеров судна не помещаются в Панамском канале или Магеллановом проливе. Сейчас отважные туристы также могут совершить путешествие на «дьявольский мыс». Но раньше, когда корабли были парусными, это считалось настоящим испытанием, и как напоминание о тех временах у берега, под несколькими метрами воды, находится кладбище более сотни судов, которые превратились в сломанные игрушки, побывав в руках могущественной стихии. Нынешние достижения водной техники, конечно, позволяют уменьшить опасность этого приключения, но только при лояльных, как для этих мест, погодных условиях.

Особую ценность Горн представляет для современных яхтсменов – мыс приобрел популярность как часть маршрута океанских гонок. Первооткрывателем этого вида спорта в 1943 году стал француз Вито Дюма, рискнувший в одиночку обогнуть «старого людоеда» в самую неблагоприятную пору – зимой. Приближаясь к этому месту, он записал в бортовом журнале: «Мне кажется, я ищу смерти». А когда опасность была уже позади, появились следующие строки: «Я плачу. Печаль, радость, благодарность. Я уверен, мне помогли и те, кто пытались совершить этот подвиг, и те, кто погибли в этой борьбе».

Фото из открытых ов